Преодолевая Гималаи: новое правительство во Франции

Об актуальной политической конъюнктуре Франции, в материале для Российского совета по международным делам, рассказал старший преподаватель Кафедры европейских исследований СПбГУ Алексей Чихачев.

В последние дни завершившегося года во Франции произошли очередные правительственные перестановки. Вместо правоцентриста Мишеля Барнье, проработавшего всего три месяца и получившего вотум недоверия от депутатов, кабинет возглавил многолетний лидер партии «Демократическое движение», центрист Франсуа Байру. Существенным образом оказались перераспределены министерские должности, на которых неожиданно появилось несколько политиков-«тяжеловесов», не попавших в предыдущую команду или, казалось бы, полностью выпавших из игры еще раньше. Заступая на пост, новый премьер метафорически сравнил стоящие перед ним задачи с восхождением на азиатскую горную цепь — настолько трудновыполнимыми они кажутся. И действительно, в 2025 год Пятая республика вошла с кризисными симптомами, не имея ни полноценного бюджета, ни устойчивого парламентского большинства, но зато с продолжающейся фрагментацией политического поля и президентом Эммануэлем Макроном, чей рейтинг популярности успел повторить свой антирекорд времен «желтых жилетов» (21%).

Байру и его команда

Восемь лет назад, когда Э. Макрон только приходил к власти, смысловым стержнем его избирательной кампании был тезис о крахе прежнего «политического мира», то есть старых партий и элит, не способных справиться с вызовами современности. Не имея формальной связи ни с одной мейнстримной силой, нынешний президент утверждал, что безвозвратно ушли в прошлое все прежние клише и неофициальные правила игры, прежде всего — деление на левых и правых. Всем им на смену должно прийти некое новое поколение лидеров — прагматиков, прогрессистов, европеистов, объединяющих лучшее с обоих флангов и не скованных соображениями партийной дисциплины. Политика для них есть не столько борьба за голоса и тем более не решение насущных проблем избирателей, сколько вид предпринимательской деятельности, способ личной раскрутки. «Я хочу, чтобы Франция превратилась в нацию-стартап, нацию, которая думает и развивается, как стартап», заявлял Э. Макрон в 2017 г. на одной из технологических конференций, явно имея в виду более широкий контекст. Идеальный премьер-министр в такой парадигме — это либо молодой карьерист, «птенец» макроновского «гнезда», во многом повторяющий стиль шефа, либо технократ без далеко идущих амбиций, готовый спокойно выполнять указания первого лица.

Если предыдущие назначения на вторую должность в государстве так или иначе соответствовали вышеописанной логике (относительно молодые Э. Филипп и Г. Атталь; более технократичные Ж. Кастекс, Э. Борн и М. Барнье), то выбор в пользу 73-летнего Ф. Байру, четко ассоциирующегося с прежним политическим классом, можно считать заметным исключением. Фигурой общенационального масштаба он стал еще во второй половине 1990-х гг., когда принял руководство центристской партией «Союз за французскую демократию» (UDF). Та в свою очередь создавалась президентом В. Жискар-д’Эстеном (1974–1981) для сплочения своих сторонников на основе единой структуры, которая могла бы выступать противовесом неоголлистам справа и социалистам слева, забирая у тех умеренный электорат (история, кстати, чем-то похожая на Э. Макрона и его «Ренессанс»). По мере ухода Жискара из большой политики партия стала нуждаться в свежей фигуре, которая заодно могла бы спасти ее от поглощения неоголлистами Ж. Ширака, усилившимися к началу 2000-х гг.; эту роль тогда и сыграл Ф. Байру. Более того, удачный результат на президентских выборах 2007 года (18,5%, третье место) обозначил неплохие перспективы для центристов и позволил новому лидеру перестроить UDF под себя, реорганизовав ее в нынешнее «Демократическое движение» (MoDem).

Однако за следующие десять лет MoDem потеряло набранный темп и чаще всего было вынуждено довольствоваться статусом младшего партнера. Между тем его поддержка или хотя бы нейтралитет иной раз могли оказаться весьма ценными. В 2012 г. Ф. Байру, не попав во второй тур, не стал давать избирателям однозначных рекомендаций по выбору между Н. Саркози и Ф. Олландом, но в личном качестве открыто проголосовал за социалиста, что в конечном итоге позволило последнему занять президентское кресло. Пять лет спустя лидер MoDem не выдвинул собственную кандидатуру, но поставил на восходившую звезду Э. Макрона, чутко угадав, что тот доделает начатое и все же приведет к власти центристский лагерь, пусть и серьезно видоизменившийся. Наряду с соперничеством на национальном уровне Ф. Байру за долгие годы в политике успел обзавестись собственной «вотчиной» вдалеке от Парижа — мэрией родного города По, которую он возглавил в 2014 г. Любопытно, что в этом же городе родился знаменитый французский король Генрих IV, о котором нынешний премьер-министр ранее написал один из лучших биографических трудов.

Уместно предположить, что со стороны Э. Макрона решение назначить Ф. Байру могло диктоваться несколькими соображениями.

Во-первых, в нынешних условиях, когда судьба кабмина неизбежно зависит от тактических договоренностей с оппозиционными силами, на посту премьера нужен был человек, умеющий выстраивать мосты и хорошо ориентирующийся в «партийной» политике, желательно с большим опытом. В ближайшем окружении Э. Макрона, сформированном в духе отказа от прежних практик и условностей, подходящую фигуру отыскать было сложно; М. Барнье, долго работавший в брюссельских институтах, от национального контекста мог несколько отвыкнуть.

Во-вторых, все последние годы Ф. Байру проявлял себя как последовательный союзник президента: MoDem никогда не устраивал серьезной фронды в центристском блоке, признавая лидерство промакроновского «Возрождения» и, соответственно, самого главы государства. Так, летом минувшего года сразу после роспуска Национального собрания Э. Филипп, ныне возглавляющий еще одну лояльную партию «Горизонты», обвинил президента в «убийстве парламентского большинства», но Ф. Байру на контрасте высказывался более аккуратно.

В-третьих, важным критерием для первого лица, видимо, выступила проевропейская позиция назначаемого кандидата, согласие с его собственной точкой зрения, что единственный возможный для Франции путь — это дальнейшая евроинтеграция. По этому критерию у лидера MoDem тоже удачная биография, ведь по ходу своей карьеры ему доводилось избираться в Европарламент и до сегодняшнего дня возглавлять Европейскую демократическую партию, объединяющую небольшие центристские, еврооптимистические силы из ряда стран ЕС (среди них — Italia Viva М. Ренци).

В-четвертых, Ф. Байру уже занимал значимые посты при нынешнем президенте, но без реальных полномочий: в 2017 г. на месяц получил портфель министра юстиции, а в 2020 г. стал Верховным комиссаром по экономическому планированию (должность, по сути, лишь с аналитическими функциями). Перевод в премьерское кресло можно воспринимать как давно причитавшуюся «благодарность» от президента за добровольный отказ от конкуренции в самом начале совместного пути.

На настоящий момент трудно оценить, кого именно из своих министров Ф. Байру подбирал самостоятельно, а на ком был вынужден остановиться по настоянию президента. Вместе с тем при взгляде на состав правительства бросаются в глаза два примечательных аспекта. С одной стороны, на своих местах остались наиболее сильные фигуры, пришедшие еще вместе с М. Барнье или даже раньше: Б. Ретайо (внутренние дела), С. Лекорню (оборона), Р. Дати (культура), А. Женвар (сельское хозяйство). Все они в прошлом или настоящем принадлежат к правоцентристской партии «Республиканцы», а Б. Ретайо и вовсе стал звездой последних недель благодаря жесткой антииммигрантской риторике.

С другой стороны, в составе кабинета появилось несколько интересных «тяжеловесов». Например, Ж. Дарманен при предыдущих премьерах долго возглавлял МВД, с сентября 2024 г. покинул исполнительную власть, но теперь выбил себе в управление сферу юстиции (вероятно, почувствовав, что его традиционный козырь в виде борьбы с нелегальными мигрантами может уплыть из рук). Стоит отметить Л. Марканжели: новый министр госслужбы имеет хороший тыл на Корсике, где он долгое время был главой г. Аяччо. Портфель министра образования и науки (в статусе «государственного министра», вице-премьера) получила Э. Борн, сама руководившая правительством в 2022–2024 гг. Однако для нее эта должность выглядит скорее как утешительный приз, учитывая поражение против Г. Атталя в аппаратной борьбе за руководство макроновской партией. Самым же сенсационным выглядит возращение бывшего премьера при Ф. Олланде (2014–2016) М. Вальса. Некогда социалист правого толка и несостоявшийся кандидат в президенты 2017 года, он поначалу не пригодился Э. Макрону и без особого успеха выстраивал карьеру в мэрии родной Барселоны, а сейчас будет заниматься одним из наиболее «горячих» досье — заморскими территориями, притом тоже в ранге вице-премьера.

Любопытно, что, кроме самого Ф. Байру, формально его партию MoDem представляют лишь два человека: глава МИД Ж.-Н. Барро и младший министр по связям с парламентом П. Миньола. Возможно, поэтому с первых дней после назначения новый премьер предпочел не подчеркивать ориентацию его кабинета на ту или иную политическую силу, заранее пообещав, что будет открыт к диалогу со всеми, включая левую и крайне правую оппозицию, чьих представителей среди министров, правда, вновь не оказалось.