За Клаудию Шейнбаум готовы голосовать половина, а то и больше мексиканцев. Однако далеко не все мексиканцы определились, за кого голосовать на прочих выборах.Из-за угроз 16 кандидатов по всей стране решили отказаться от участия в выборах.
Но это обстоятельство нисколько не отразилось на популярности президента, обещавшего покончить с засильем криминала. В мексиканском обществе и среди аналитиков превалирует мнение, что и после выборов влияние нынешнего главы государства на политику во многом сохранится. Высказываются даже сомнения в политической самостоятельности Шейнбаум. Но вполне вероятно, что они сильно преувеличены, как и опасения в том, что Обрадор останется неформальным авторитарным лидером страны, считает директор Центра иберо-американских исследований СПбГУ Виктор Хейфец.
В разговоре с «НГ» он напомнил о латиноамериканской практике: рано или поздно президенты, кто бы за ними ни стоял, начинают проводить свою политику. Наиболее яркий пример — президент Боливии Луис Арсе Катакора. Его считали марионеткой многолетнего лидера страны Эво Моралеса, и напрасно. А Шейнбаум, к слову, станет первым левым президентом и одним из немногих ведущих левых политиков, не состоявшим в Институционно-революционной партии. Та, много лет руководя страной, печально прославилась коррупцией и непотизмом. А значит, Шейнбаум не связана многими обязательствами, которые есть у здешних политиков.
«Остается под вопросом, сможет ли правящая партия получить с коалицией большинство в парламенте. Есть много кандидатов-перебежчиков, которыми возмущены „исторические“ левые, отказывающиеся голосовать за карьеристов, перешедших в партию власти», — рассуждает Хейфец. Он добавил, что большая интрига ждет страну и на выборах губернаторов. Те штаты, которые раньше явно отходили правым или левым, теперь имеют более сглаженный электоральный рисунок, что прибавляет элемента непредсказуемости. «Месяц назад опросы показывали, что в шести из девяти штатов побеждают кандидаты от партии власти. Теперь число этих штатов снизилось до четырех, и даже в столичном регионе власти рискуют проиграть. Однако вместе с тем в двух штатах — оплотах оппозиции власти увеличили свои шансы на успех. Поэтому мексиканцам и аналитикам остается с интересом ждать итогов», — поясняет эксперт. Хейфец полагает, что во внешней политике больших изменений вряд ли стоит ждать. Разве что при Шейнбаум отношения с РФ станут чуть хуже, а с США чуть лучше. Критиковать Вашингтон так эмоционально, как порой делает Обрадор, она не будет.