• Главная
  • Спецрепортаж
  • Профессор СПбГУ Константин Худолей. Северо-Восточная Азия: как далеко может зайти конфронтация?

Профессор СПбГУ Константин Худолей. Северо-Восточная Азия: как далеко может зайти конфронтация?

В последнее время всё более тревожные вести приходят из Северо-Восточной Азии. Пхеньян и Сеул обмениваются грозными заявлениями и всячески демонстрируют свою решимость, включая артиллерийские стрельбы в морском пространстве в непосредственной близости от разграничительной линии. Ситуация на Корейском полуострове может вплотную приближаться к точке кипения, но вряд ли опасная черта будет перейдена и вблизи границ Российской Федерации появится ещё один военный конфликт, считает профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Константин Худолей.

Северо-Восточная Азия — один из интереснейших регионов мира, где причудливо переплетаются современные тенденции развития международных отношений и элементы Ялтинско-потсдамской системы. Как и для всего мира, для этого региона всё большее значение приобретает состояние отношений между США и КНР. После саммита в Сан-Франциско в ноябре 2023 года они несколько улучшились, и вряд ли в этом году обе стороны заинтересованы в их серьёзном обострении. Конфликты на Украине и Ближнем Востоке уже требуют у США значительного напряжения ресурсов, и появление ещё одного конфликта им не выгодно. Ввиду предстоящих президентских выборов в ноябре 2024 года это наверняка было бы использовано республиканцами для обвинения администрации Байдена в неэффективности. Для КНР главными сейчас являются проблемы экономики, в том числе сокращение объёмов торговли со всеми основными партнёрами, кроме России, и поэтому обострение международной обстановки также вряд ли желательно. То, что в ноябре 2023 года в Сеуле состоялась трёхсторонняя встреча КНР — Республика Корея — Япония на уровне министров, тоже весьма показательно. Поэтому до президентских выборов в США вряд ли какая-либо из сторон будет делать резкие движения или поощрять к этому своих союзников и партнёров.

Жёсткое блоковое противостояние, существовавшее в годы Корейской войны 1950–1953 годов и сразу после её окончания, постепенно эволюционировало. Сейчас отношения России, КНР и КНДР строятся на основе двусторонних договоров, в рамках которых каждая из сторон имеет значительную свободу действий. Так, Россия и КНР вполне обоснованно осуждали ядерные испытания КНДР и проголосовали в Совете Безопасности ООН за введение санкций. А Пхеньян не проявляет интереса к деятельности ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, китайскому проекту «Пояс и путь». Формирование треугольника США — Япония — Республика Корея находится на начальной стадии. Южная Корея избегает участия в таких объединениях, как QUAD, а в её трактовке Индо-Тихоокеанского региона преобладают экономические и гуманитарные аспекты.

Однако старая разделительная линия и высокий уровень подозрительности всегда сохранялись. Это стало одной из причин отсутствия как-либо мер доверия, молчаливого отказа от крупномасштабных экономических проектов с участием нескольких стран и неудачи шестисторонних переговоров, которые могли бы стать эффективным механизмом взаимодействия.
Сохраняется и раскол Кореи на два государства с диаметрально противоположными общественно-политическими системами. Сейчас вопрос об объединении фактически снят с повестки дня. В Южной Корее часть людей старшего поколения сохраняет приверженность этой идее, но для среднего возраста и молодёжи она не является приоритетом. Многие опасаются, что объединение Кореи будет связано с большими финансовыми затратами и это негативно скажется на их жизненном уровне. Южнокорейцам по большому счёту безразлично, что происходит на Севере. Но их беспокоит ракетно-ядерная программа КНДР и опасность нападения; память о событиях лета 1950 года ещё достаточно сильна.

В то же время и Север прекрасно понимает, что по всем параметрам проигрывает Югу, а ракетно-ядерное оружие — его единственный козырь. Север стремится использовать его и ради сохранения своей общественно-политической системы, и для повышения своего статуса в мире. В декабре 2023 года руководство КНДР впервые публично, причём в весьма категоричной форме, заявило, что относится к Республике Корея как ко всем другим странам и не стремится к объединению. Поэтому грозные заявления обеих сторон, военные манёвры и стрельбы и даже пограничные инциденты (этого нельзя исключать), скорее всего, не перерастут в крупномасштабный вооружённый конфликт.

Политика России в Северо-Восточной Азии за последние три десятилетия претерпела значительную эволюцию. В настоящее время она определяется отношением того или иного государства к событиям на Украине и «войне на истощение» между Россией и Западом. КНДР стала одним из немногих государств, которые почти полностью поддержали Россию. Диалог Москвы и Пхеньяна по всем направлениям заметно активизировался. Возможен визит президента Владимира Путина в Пхеньян впервые с 2000 года. Доброжелательную позицию занимает КНР.

В то же время США, Япония и Южная Корея, которые ввели против России санкции, оказались в числе недружественных государств. Тут, конечно, есть определённые нюансы. Так, Республика Корея ввела санкции не в 2014 году, а только в 2022 году. При этом сохраняется сотрудничество с Россией в сферах образования, науки, культуры и так далее. Продолжает свою деятельность «Диалог Россия — Республика Корея», где представители гражданских обществ двух стран имеют возможность обсудить широкий спектр наиболее актуальных проблем. В то время как почти все страны Запада свели к минимуму возможность их посещения гражданами России, безвизовый режим между Россией и Республикой Корея сохраняется. Осложняющим моментом является вопрос о военных связях. В Сеуле с большой настороженностью восприняли первый за многие годы визит министра обороны Сергея Шойгу в КНДР и развитие военных связей двух стран, а в Москве присутствует беспокойство по поводу возможных поставок южнокорейского оружия Украине — прямо или через третьи страны. Тем не менее современные отношения России и Республики Корея имеют значительную специфику.

Естественно, что обстановка в Северо-Восточной Азии может измениться, если президентом США вновь станет Дональд Трамп. Возможные последствия этого просчитывают многие политики, бизнесмены, учёные, эксперты. Можно предположить, что Трамп на этот раз займёт более жёсткую позицию в отношении КНР и напряжённость в американо-китайских отношениях будет нарастать, и не только из-за Тайваня. Но отношения между США и КНДР могут улучшиться. Три встречи Трампа и Ким ЧенЫна дали незначительный результат, но также очевидно желание обоих лидеров продолжить диалог на высшем уровне — и он может быть уже более продуктивным.

Весьма возможно, что по финансовым соображениям Трамп пойдёт на сокращение американского военного присутствия в Японии и Республике Корея или потребует от них большего финансового вклада. Тогда перед Токио и Сеулом вновь встанет болезненный вопрос о целесообразности создания собственного ядерного оружия. Сейчас там полагаются на гарантии США, но в случае появления сомнений в их эффективности такое развитие событий нельзя исключать из того, что политически возможно. Конечно, это займёт некоторое время, но в среднесрочной перспективе Северо-Восточная Азия может стать первым регионом, где все государства будут иметь ядерное оружие. А это уже потребует совершенно иных подходов к созданию здесь системы международной безопасности.

Международный дискуссионый клуб Валдай