Франция в Африке: отступление продолжается

Африканская стратегия Франции, всё ещё не преодолевшая неоколониальную инерцию, строится на неадекватной оценке собственных возможностей, что на руку мировому большинству, считает старший преподаватель кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, ведущий эксперт Центра стратегических исследований ИМВЭС НИУ ВШЭ Алексей Чихачёв. Автор является участником проекта «Валдай – новое поколение».

2024 год стал временем новых болезненных неудач для внешней политики Франции на африканском направлении. С одной стороны, три страны, ранее находившиеся в центре внимания её стратегии – Мали, Буркина-Фасо и Нигер, – продолжили взятый ранее курс на освобождение от неоколониального влияния, образовав собственную «Конфедерацию государств Сахеля». С другой стороны, полного вывода иностранных войск со своей территории неожиданно потребовали даже те партнёры, на которых Париж всё ещё рассчитывал в качестве своих надёжных аванпостов, будь то Сенегал или Чад. Первые недели наступившего 2025 года принесли новости, логично дополняющие вышеописанный контекст: французская база в Абиджане будет передана под контроль ивуарийских властей, а передача военных объектов сенегальским и чадским властям уже началась на практике. Всё это симптомы того, что Пятая республика, привыкшая относиться к Африке как к своему «заднему двору», стремительно теряет позиции на континенте, притом возможностей повлиять на данный процесс из Елисейского дворца становится всё меньше.

Характерно, что на официальном уровне действующее руководство продолжает делать вид, будто ничего критичного не происходит. В январском выступлении перед дипломатическим корпусом президент Эммануэль Макрон заявил, что Франция «не отступает, а перестраивается»: она якобы добровольно отказывается от «наваждений» колониального прошлого, готова к равноправному диалогу по сложным вопросам исторической памяти, в сфере безопасности, экономического и культурного сотрудничества. Первопричина некоторой эрозии былого авторитета, по логике Макрона, кроется будто бы вовсе не в ошибках самой Франции, а в злонамеренном влиянии (в том числе информационном) со стороны конкурентов, прежде всего России. За неоколониальную операцию «Бархан», продолжавшуюся с 2014 года по 2022 год, страны Сахеля, к удивлению Макрона, «забыли сказать спасибо», ведь без французских войск «ни одна из них сейчас не была бы суверенной». Более того, по его версии, Париж именно по собственной инициативе закончил операцию и аналогичным образом сам же приступил к сворачиванию военного присутствия за пределами Сахеля, «из вежливости» позволив принимающим странам просто возвестить об этом первыми. К тому же президент высказал амбиции расширять контакты с нефранкофонной Африкой, а также с частью Магриба, где сближение с Марокко по западносахарскому вопросу (ценой очередного кризиса во франко-алжирских отношениях) стало ещё одним крупным сдвигом за последнее время.

Читать полностью на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай»сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай»