Новое правительство во Франции: (не)удачная комбинация Макрона

Назначение премьер-министра станет для политической системы Франции кратковременным облегчением, но не выведет из тупика, в котором она оказалась по воле президента Эммануэля Макрона, считает старший преподаватель кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Чихачёв.

В начале сентября, спустя два месяца закулисных переговоров со всеми политическими силами, Елисейский дворец объявил о назначении нового премьер-министра. Им стал 73-летний Мишель Барнье – фигура, известная в национальном и европейском масштабе благодаря своей работе в правительстве при предыдущих президентах и прежде всего — в статусе главного переговорщика от ЕС с Великобританией в период Brexit. До него из гонки вышел ряд других кандидатов, включая Люси Касте, чиновницу столичной мэрии и ставленницу левой оппозиции, и Ксавье Бертрана, видного «тяжеловеса» среди правоцентристских «Республиканцев» (в прошлом голлистов). В итоге в Пятой республике сложилась удивительная конфигурация исполнительной власти: самый молодой президент в её истории будет сосуществовать с самым пожилым премьером.

Объяснение столь затянувшегося по французским меркам «кастинга» кроется в исходе досрочных парламентских выборов, прошедших минувшим летом. Распуская Национальное собрание, Макрон, по всей видимости, надеялся, что лояльные ему силы смогут укрепить свои позиции, заполучив не относительное большинство, коим они обладали с 2022 года, а абсолютное, как в первые пять лет у власти. Однако на деле ситуация стала только запутаннее: пропрезидентская партия «Возрождение» и её союзники откатились на второе место, уступив левой коалиции «Нового народного фронта», а с другого фланга до беспрецедентных масштабов расширилась фракция «Национального объединения» Марин Ле Пен и Жордана Барделла. Хотя худшего (то есть, в представлении истеблишмента, победы крайне правых) удалось избежать, получившийся расклад походил на патовый. Парламент оказался расколот на три примерно равных по численности лагеря, не собиравшихся искать общий язык, плюс тех же самых «Республиканцев», зажатых между макронистами и лепеновцами. Следовательно, каждый потенциальный премьер, выдвинутый только одним блоком, рисковал буквально в первые же дни на посту получить вотум недоверия от всех остальных.

Читать полностью на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай»