entrance sb

Вы находитесь на новой версии сайта факультета международных отношений СПбГУ.

В СПбГУ формируется школа по изучению вопросов информационно-психологической безопасности

Преподаватели и студенты факультета международных отношений СПбГУ посетили Государственную Думу и приняли участие в заседании секции по информационно-психологической безопасности Евразийского Союза Экспертно-консультативного совета Комитета Государственной Думы по делам СНГ евразийской интеграции и связям с соотечественниками.

Поездка состоялась благодаря доценту СПбГУ Роману Выходцу, который с февраля 2023 года является Председателем секции по информационно-психологической безопасности ЕАЭС. Участие в мероприятии приняли лучшие студенты первого и второго курса магистерских программ «Связи с общественностью в сфере международных отношений» и «Искусственный интеллект и международная безопасность».

Данные программы отличаются практико-ориентированным подходом, что подразумевает более глубокое знакомство с предметом благодаря подобным поездкам и встречам. Их организатором традиционно выступает Роман Выходец, руководитель программы «Связи с общественностью в сфере международных отношений». Например, в прошлом семестре студенты побывали в Комитете по внешним связям Санкт-Петербурга, на знаменитом Кировском заводе, в Хоккейном клубе СКА и других государственных организациях. Таким образом, экскурсия по нижней палате Федерального Собрания РФ стала логичным продолжением серии профориентационных мероприятий, реализуемых на факультете международных отношений.

IMG 8124

После экскурсии состоялось заседание секции по информационно-психологической безопасности Евразийского Союза Экспертно-консультативного совета Комитета Государственной Думы по делам СНГ евразийской интеграции и связям с соотечественниками в формате круглого стола на тему «Вопросы информационно-психологической безопасности в высшей школе России». Студенты и аспиранты ФМО выступили с докладами, в которых не только продемонстрировали высокий уровень научно-теоретической подготовки, но и предоставили конкретные предложения, часть из которых ляжет в основу повестки работы Секции. Модератором и основным докладчиком выступил доцент факультета международных отношений СПбГУ Роман Выходец, а специальным гостем стал депутат Государственной Думы Сергей Пантелеев, который в своей приветственной речи поздравил старейший университет России с 300-летием и подчеркнул приоритетное значение вопросов информационно-психологической безопасности для укрепления интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве.

Роман Выходец выступил с ответным благодарственным словом за содействие в организации визита и рассказал об основных направлениях обеспечения информационно-психологической безопасности в системе высшего образования России. В своем докладе он подчеркнул важность выработки единообразных подходов к вопросам внедрения принципов патриотизма и традиционных духовно-нравственных ценностей в учебный процесс. Что будет способствовать эффективному практическому применению федеральных нормативно-правовых актов в этой сфере, прежде всего, Указа Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Для этого необходимо разработать методические рекомендации, шаблоны учебных блоков и отдельных дисциплин, которые можно использовать в составлении учебных планов и рабочих программ. Кроме того, Роман Выходец обратил внимание на то, что в условиях гибридной войны коллективного Запада против России особое значение приобретает обеспечение информационно-психологической безопасности в крупных трудовых коллективах. «Мы помним ту особую роль, которую сыграли трудовые коллективы крупных предприятий во время протестов в Белоруссии 2020-2021 гг. Их слово было решающим и именно их позиция позволила удержать страну от падения в омут цветной революции

Негативное информационно-психологическое состояние в трудовых коллективах способствует снижению производительности труда, увеличивает текучесть кадров, ухудшает имидж предприятия во внешней среде, что негативно сказывается на получении кредитов, рассрочек платежей, реализации продукции и т.д., в целом формирует обстановку неверия в перспективу, что, естественным образом, ухудшает экономическое развитие регионов и страны в целом. Сегодня многие крупные предприятия, например Кировский завод, Северсталь, имеют позитивный опыт информационно-психологической работы с трудовым коллективом. Его необходимо обобщить, систематизировать и использовать в выработке единых подходов к обеспечению информационно-психологической безопасности в трудовых коллективах крупных промышленных предприятий, а также создания специальных учебных курсов для профильных направлений подготовки в рамках программ высшего профессионального образования и разработки специальных образовательных программ для сотрудников крупных предприятий. Для начала этой работы Роман Выходец предложил провести научно-практическую конференцию «Единые подходы к обеспечению информационно-психологической безопасности в трудовых коллективах крупных промышленных предприятий России» с участием руководителей профильных подразделений крупных промышленных предприятий.

Следующим докладчиком стал профессор факультета международных отношений СПбГУ Константин Панцерев, который рассказал о сути и потенциальных опасностях гибридной войны в новую историческую эпоху. Он привёл практические примеры из жизни — об информационных атаках, с которыми столкнулись его близкие. В частности, об анонимных звонках в школу с сообщением о минировании и других подобных диверсиях, цель которых «создать в обществе панические настроения и подорвать доверие к власти». В своем выступлении он также отметил, что невозможно воспитать патриотов за 2-3 года — это планомерная работа, которая требует времени и систематичности. По мнению Константина Панцерева, относительно недавнее нововведение в школах «уроков о важном» —«безусловно хорошая инициатива, но при этом педагогам нужны чёткие рекомендации, как их проводить». Константин Арсеньевич подытожил речь актуальным советом: в эпоху фейков особенно важно развивать навыки критического мышления и не поддаваться на манипуляции зарубежных медиа.

IMG 8215 IMG 8204

В продолжение дискуссии выступила ведущий научный сотрудник Отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН Дарья Базаркина. Её доклад был посвящён более острому аспекту обсуждаемой темы — противодействию международному терроризму.  Дарья Юрьевна назвала методы противоборства террористической вербовки и с горечью отметила, что именно молодёжь является основной её мишенью. Д. Базаркина подробно остановилась на возможных психологических манипуляциях, социальной инженерии и злонамеренном использовании ботов, а в заключение пожелала коллегам быть начеку.

Выступления студентов были не менее яркими и информативными. Анастасия Щербань, аспирантка факультета международных отношений, рассказала о повышении медиаграмотности среди молодёжи, в частности, о необходимости «выводить молодёжь из онлайна в оффлайн» и учить её правильно читать информацию, постоянно задавая себе вопрос: «кому это выгодно?». Ту же мысль продолжила магистрантка второго курса Тахмина Утегенова. Она подготовила доклад о вызовах, с которыми сталкивается молодёжь в интернете, дала определение информационной войны и обозначила стратегии противодействия digital-агрессии.

Одним из наиболее запоминающихся стало выступление Екатерины Поповой, студентки магистерской программы «Связи с общественностью в сфере международных отношений», о цифровом слабоумии как новом анти-тренде в сфере образования. Она объяснила суть этого явления и привела примеры цифрового слабоумия в высшей школе России. Екатерина подчеркнула, что даже в наш век дигитализации необходимо соблюдать баланс традиционного и цифрового подхода, контролировать количество времени, проведённого онлайн, и использовать смартфоны в разумных пределах.

После этого председатель Секции Роман Выходец передал слово магистрантам Руслану Никифорову и Софии Бирюковой. Они рассказали о формировании навыков критического мышления при работе с электронными источниками, что, по их мнению, служит «оборонительной и наступательной тактикой противодействия информационно-психологическим угрозам». София назвала пять критериев, по которым студент должен работать с информацией. Среди них: цель, проблема, степень воздействия и др. Александра Клименкова, магистрантка программы «Искусственный интеллект и международная безопасность», предложила ввести уроки по кибер- и медиаграмотности, чтобы сформировать критическое отношение к дипфейкам, а Олеся Ощепкова (2 курс, «Связи с общественностью в сфере международных отношений») дала практические советы по обеспечению медиабезопасности.

Заключительный доклад представила студентка первого курса магистратуры Анастасия Глухова. Несмотря на серьёзную тему – «Формирование духовно-нравственного иммунитета молодежи как инструмент противодействия информационной войны с Западом» – выступление Анастасии получилось особенно эмоциональным и ёмким. Свою речь она закончила словами В.В. Путина: «От решения этой проблемы непосредственно зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя <...> сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

IMG 8229

В конце заседания доцент СПбГУ Роман Выходец и депутат Сергей Пантелеев произнесли заключительное слово и обменялись памятными подарками. По словам С.М. Пантелеева, все выступления участников были достойными и произвели на него очень хорошее впечатление. Он отметил важность и актуальность темы круглого стола и посоветовал поднять её потом и на других дискуссионных площадках, например на следующем Санкт-Петербургском Международном Форуме Труда. Программа визита завершилась общим обедом, организованным принимающей стороной, и неформальным общением. Посещение Государственной Думе оставило самые приятные впечатления и воодушевила студентов факультета международных отношений СПбГУ и стала настоящим подарком для будущих международников.


Материал подготовлен студенткой магистратуры СПбГУ Марией Роскиной

 

  • Просмотров: 100