entrance sb

Вы находитесь на новой версии сайта факультета международных отношений СПбГУ.

Восточное партнерство 2020: кризис или развитие

4 - 6 ноября 2019 года в Швеции состоялся министерский диалог Восточного партнерства и мероприятия предусмотренных в рамках диалога (дискуссии "Обсуждение на высоком министерском уровне: новое политическое видение Восточного партнерства" и "Связь Восточного Партнерства с повесткой устойчивого развития 2030: как противостоять вызовам"). О формате этой организации, его генезисе, сегодняшнем дне и перспективах размышляет профессор СПбГУ, дипломат  Станислав Ткаченко.

Инициатива Европейского союза под названием «Восточное партнерство» (ВП) стала обсуждаться в Брюсселе и других столицах государств ЕС поздней весной 2008 г. ЕС всегда отрицал свое участие в создании и расширении сфер влияния, а также увлечение геополитикой, но инициатива Восточного партнерства опровергает эти утверждения. Реализуя на примере России и ее соседей старую римскую политику «разделяй и властвуй», ЕС вот уже второе десятилетие пытается сделать все шесть государств, участвующих в Восточном партнерстве (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдавия, Украина) инструментом борьбы с Кремлем за политико-экономическое влияние в Восточной Европе. По степени разрушительности для отношений РФ-ЕС, а также негативного влияния на регион Восточной Европы, эта инициатива беспрецедентна, поэтому заслуживает детального обсуждения.

За несколько лет до провозглашения ВП, в марте 2003 г., Европейский союз выступил с инициативой Европейской политики соседства (ЕПС). Это один из самых масштабных геополитических и экономических проектов в истории евроинтеграции. Его главная цель - укрепление отношений ЕС и государств-соседей на южной и восточной периферии блока. Цель Брюсселя была разумной, хотя и крайне эгоистичной - сделать так, чтобы соседи не мешали спокойному развитию евроинтеграции, а в будущем смогли бы при помощи ЕС превратиться в экономически привлекательных партнеров для европейского бизнеса. Поскольку Инициатива была подкреплена многомиллиардным бюджетом (только в 2014-2020 гг. на нее выделено 15,4 миллиарда евро), интерес к ней у бедных и страдавших от череды кризисов государств-соседей в Средиземноморском регионе, а также на пространстве бывшего СССР был неподдельным.

Российская Федерация, получив из Брюсселя предложение присоединиться к ЕПС, немедленно отвергла саму идею «стать в строй» вместе с почти двумя десятками других государств - соседей ЕС на его южных и восточных границах. Но даже Россия не удержалась от соблазна использовать часть средств ЕПС для развития своих приграничных с ЕС регионов, правда, на паритетных условиях софинансирования. С 2007 г. сразу несколько проектов межрегионального сотрудничества (сначала пять, а сейчас уже семь) согласованы к реализации между Москвой и Брюсселем. Их имена указывают регион, в котором ЕС и Россия взаимодействуют, или же планируют это сделать в будущем: «Коларктик», «Карелия», «Юго-Восточная Финляндия - Россия», «Россия - Эстония», «Россия - Латвия», «Россия - Литва» и «Россия - Польша». И хотя сегодня сотрудничество России с Польшей и Литвой в рамках этих проектов заморожено, нельзя отрицать тот факт, что Россия также поддерживает некоторые направления ЕПС, а как следствие, и органически связанного с ним Восточного партнерства.

Читать далее: Magazineconsul.ru (Санкт-Петербург)

 

  • Просмотров: 9