entrance sb

Вы находитесь на новой версии сайта факультета международных отношений СПбГУ.

Преподаватели обсудили стратегический вектор развития факультета на ближайшие годы

В рамках серии мероприятий, посвященных 25-летию преподавания международных отношений в СПбГУ, в сентябре 2019 г. в городе Выборг прошел ежегодный научно-методический семинар коллектива Факультета международных отношений «Актуальные проблемы исследования и преподавания международных отношений».

В рабочей программе семинара преподавательским коллективом обсуждались итоги приемной кампании 2019 г.: результаты конкурсной ситуации на программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, особенности организации и итоги зачисления иностранных граждан на программы по направлению «Международные отношения». Об итогах приема на программы бакалавриата рассказал доцент Денис Голубев. В 2019 г. в СПбГУ на программы бакалавриата поступили 203 абитуриента из 68 регионов России. Всего было подано 1983 заявления, а средний конкурс по программам бакалавриата составил 9,8 человек на место, конкурс на места за счет средств федерального бюджета — 19,4 человек на место. Минимальный балл ЕГЭ абитуриента, зачисленного на бюджет, составил 282, максимальный — 301 (с учетом индивидуальных достижений). Доля иногородних студентов, зачисленных на программы бакалавриата — 65,5%.
На программы магистратуры зачислено 149 обучающихся. Для участия в конкурсе было подано 946 заявлений. Конкурс среди зачисленных на места за счет средств федерального бюджета составил 5,5 абитуриентов на место. Наиболее высокий конкурс первого приоритета оказался на программах: Европейские исследования — 3,5; Связи с общественностью в сфере международных отношений — 3,3; Международные гуманитарные связи — 3,1; Американские исследования — 3,0. На образовательные программы аспирантуры факультета международных отношений было зачислено 29 соискателей.

 

 

 

О порядке приема и зачисления иностранных граждан рассказал доцент Григорий Ярыгин. На все образовательные программы по направлению «Международные отношения» подали заявления об участии в конкурсе более 450 иностранных абитуриентов. Представлены к зачислению на обучение 113 иностранных абитуриентов из 42 иностранных государств: 45 на программу бакалавриата, 53 на программы магистратуры, 15 на программы аспирантуры. Таким образом, на основные образовательные программы СПбГУ по направлению «Международные отношения» в приемную кампанию 2019 г. зачислены 494 российских и иностранных обучающихся первого года обучения.

Важной темой семинара стали вопросы организации учебного процесса, проведения итоговой аттестации, сотрудничества с работодателями при защите выпускных квалификационных работ. Также были обсуждены вопросы подготовки к прохождению государственной аккредитации образовательных программ СПбГУ в 2020 г.

Доклад доцента Натальи Немировой был посвящен вопросам методики формирования международных рейтингов QS, THE, ARWU и месту Санкт-Петербургского университета в предметных рейтингах по политическим и региональным наукам, международным отношениям. Подробно рассмотрены показатели и критерии, учитываемые при оценке университетов в каждом из глобальных рейтингов, а также при построении предметных рейтингов, также проанализированы причины продвижения СПбГУ в предметном рейтинге QS Politics в 2019 г. из диапазона 151–200 в диапазон 101–150.

 

 

 

Ключевым пунктом программы семинара стал доклад профессора Константина Худолея о стратегическом развитии направления «Международные отношения» СПбГУ. Главной идеей выступления стало обсуждение направлений работы по повышению места СПбГУ в глобальных академических рейтингах в предметной группе «Политика и международные отношения». В настоящее время в Санкт-Петербургском университете работает очень хороший дееспособный коллектив международников, в академической среде считающийся одним из наиболее эффективных. Однако нельзя не видеть, что имеется и ряд вызовов, прежде всего, это очень сложный и противоречивый процесс смены поколений. Необходимо продолжать линию на привлечение в преподавательский коллектив молодежи и создания ей условий для роста. Успешное прохождение процедуры международной аккредитации образовательных программ по направлению «Международные отношения» показало высокое качество учебного процесса. В сфере написания учебников, для крупных международных издательств возможна конкуренция с другими ведущими образовательными и научными центрами в России.

 

 

Научная работа университетских преподавателей играет все более важную роль, и формально это закреплено в критериях конкурса для преподавателей. Речь идет в первую очередь о публикациях в ведущих международных издательствах. Для стимулирования качественной научной деятельности целесообразно проводить научно-методологический семинар; формирование англоязычного журнала по тематике международных отношений с перспективой вхождения в международные наукометрические базы и индексы цитирования; расширение возможностей повышения преподавателями квалификации, ориентированного на серьёзное изучение исследовательского инструментария; активное вовлечение магистрантов и аспирантов в исследовательский процесс; рассмотрение возможность формирования «лабораторий» и исследовательских центров; уделять больше времени работе с «научно-руководимыми».

 

Справка: Семинар традиционно проводится в начале учебного года на протяжении более чем 15 лет. В ходе семинара вырабатываются научно-методические рекомендации по совершенствованию учебного процесса и проведению научных исследований в области международных отношений, а также повышению их эффективности, происходит обмен опытом освоения новых образовательных и исследовательских технологий, обсуждаются вопросы реализации программы развития университета, рассматриваются практические вопросы, с которыми сталкиваются преподаватели в своей работе.

Тамара НЕМЧИНОВА,
доцент СПбГУ

  • Просмотров: 11