27 апреля в СПбГУ состоялась лекция директора Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгения Винокурова на тему «Евразийский Союз и Большая Евразия: текущее состояние проблемы и взгляд в будущее». Мероприятие прошло в рамках цикла публичных лекций, организованных при поддержке Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ).
В начале своего выступления профессор РАН Е. Винокуров рассказал о перспективах российских транспортных коридоров, в частности транссибирского и центральноазиатского, в рамках концепции «Один пояс — один путь». Экономист уточнил, что по совокупности факторов цены, удобства и времени, они стали реальной логистической альтернативой: «За последние пять лет объем трансевразийского транзита вырос с 5000 до 262000 контейнеров».
По прогнозам экономиста, в текущем году объем вырастет на 70%, а к 2020 году — удвоится. Также Евгений Юрьевич отметил, что Евразийскому союзу необходима внутренняя связанность: «В настоящее время контейнеры сажают на рельсы в центральном Китае и везут в Москву, затем перегружают на фуры и отправляют, к примеру, в Поволжье, таким образом, получается в два раза дольше и в два раза дороже». Для устранения подобных проблем необходимо обеспечить регионы логистическими центрами и усовершенствовать инфраструктуру. Эксперт подчеркнул, что, несмотря на отсутствие со стороны Китая прямых инвестиций в транспортный сектор, стоит отдать должное политическим и экономическим шагам, следствием которых стало субсидирование экспорта из центральных провинций страны.
Перейдя к теме евразийской интеграции, Е. Винокуров подчеркнул, что с 2010 по 2015 был сделан колоссальный рывок: заработали зоны свободной торговли, технический регламент, Евразийская экономическая комиссия, суд ЕАЭС в Минске. Было подписано 17 соглашений в рамках формирования Единого экономического пространства и договор о Евразийском союзе, вступивший в силу с 1 января 2015 года. В настоящее время Евразийский союз представляет собой достаточно субстантивное региональное объединение, сопоставимое с МЕРКОСУР или АСЕАН.
Своеобразным толчком для строительства общего рынка стал кризис 2008 года. Профессор считает, что в теории экономические кризисы являются противниками интеграции вследствие роста протекционизма, но, вместе с тем, зачастую появляются сценарии, обеспечивающие пространство и возможности для перемен. Также эксперт выразил сожаление
По мнению Евгения Юрьевича, Евразийскому союзу нельзя превращаться в крепость, несмотря на сложные отношения между Россией и странами Запада: «Он должен быть открытым миру. Конечно, нужно оборонять собственный рынок, давать предприятиям возможность подняться на внутреннем рынке, но общий вектор должен быть направлен на экспорт».
Эксперт считает, что начиная с 2016 года можно наблюдать некоторый спад динамики интеграционных процессов, но, несмотря на это, Евразийский союз продолжает движение вперед к достижению поставленных при его создании стратегических целей. «Будущее евразийской интеграции — это будущее России. Россия — это 87% евразийской экономики и 75% населения. Если Россия будет расти, то и у Евразийского союза будет все хорошо» — подытожил Е. Винокуров.
В заключение Евгений Юрьевич остановился на положении