entrance sb

Вы находитесь на новой версии сайта факультета международных отношений СПбГУ.

Александр Сергунин: «Арктика – уникальный регион, где общие интересы различных государств оказались сильнее их геополитических разногласий»

16 сентября 2016, в кампусе "Михайловская дача" Санкт-Петербургского государственного университета завершился первый в истории Конгресс UArctic. Олним из ключевых спикеров Конресса стал профессор СПбГУ Александр Анатольевич Сергунин. По мнению профессора, в Арктике вопросы "мягкой безопасности" выходят на первый план, а модернизация вооруженных сил проводится не для создания наступательного потенциала, а для защиты экономических интересов.
 
О поддержании безопасности в Арктике
 
Смещение фокуса с вопросов «жесткой» (военной) безопасности к проблематике «мягкой» (невоенной) безопасности – глобальный тренд после окончания «холодной войны», хотя «рецидивы» прежней практики случаются время от времени. Что касается Арктики, то она стала одним из первых регионов, где произошёл сдвиг в пользу проблематики «мягкой» безопасности. Ещё в 1991 г. по инициативе Финляндии начался так называемый «процесс Рованиеми», выразившийся в принятии полярными государствами Стратегии по защите арктической окружающей среды и в конечном итоге приведший к созданию в 1996 г. Арктического совета.

Именно сотрудничество в сфере экологии, обеспечения безопасности морского судоходства, проведения поисково-спасательных операций, ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, защиты традиционного образа жизни и культуры коренных малочисленных народов Севера, борьбы с браконьерством и контрабандой стало фактором, объединяющим арктические государства. 

Арктическое сотрудничество «выжило» и в нынешние трудные времена, когда обострились отношения между Россией и остальными (западными) арктическими государствами из-за «цветных революций» на Арабском Востоке и постсоветском пространстве, событий на Украине и в Сирии. В этом смысле Арктика – уникальный регион, где общие интересы различных государств оказались сильнее их геополитических разногласий.

При этом следует помнить, что военный потенциал у арктических стран сохраняется, хотя и на более низком уровне, чем в эпоху «холодной войны». Вооруженные силы арктических государств, размещенные на Крайнем Севере, проходят глубокую модернизацию. Однако она не направлена на создание наступательного потенциала и развитие военной конфронтации, а нацелена на создание более компактных, мобильных, лучше оснащенных и подготовленных к арктическим условиям вооруженных сил.

Меняется характер и функции вооруженных сил арктических государств. Наряду с традиционными миссиями (такими как обеспечение военной безопасности страны и сдерживание потенциального агрессора), военный потенциал служит средством демонстрации национального суверенитета над арктическими пространствами, принадлежащими тем или иным государствам или входящим в их исключительную экономическую зону, а также защиты их экономических интересов.

Эксперты предрекают появление в обозримом будущем и такой необычной для Арктики угрозы, как терроризм, поскольку в регионе расположен ряд потенциально уязвимых и привлекательных для террористов промышленных объектов, включая буровые установки, нефте- и газопроводы, нефтеналивные терминалы, атомные электростанции, хранилища ядерных отходов и т.д. Наконец, следует учитывать и тот факт, что вооруженные силы арктических стран всё больше приобретают функции «двойного назначения». Например, создание новых или расконсервирование старых советских воздушных и военно-морских баз в акватории Северного морского пути нацелены не только на выполнение чисто военных задач, но и вполне гражданских функций: мониторинг морского и воздушного пространства в районе Северного морского пути (СМП), оказание помощи в, а в случае необходимости проведения поисково-спасательных работ. Эта мера также направлена на усиление пограничного контроля за арктическим побережьем и островными территориями в Северном ледовитом океане (СЛО).

Об арктической стратегии России и других государств

У арктических стратегий полярных государств есть как сходства, так и различия. Общими являются обеспокоенность экологической ситуацией в регионе, понимание необходимости обеспечения устойчивого социально-экономического и экологического развития Арктики, защиты прав коренных малочисленных народов Севера, развития научных исследований региона. Характерной чертой арктических стратегий России, Норвегии и Канады является акцент на внутренних аспектах: эти страны уделяют первостепенное внимание развитию своих северных территорий, международные аспекты арктической политики находятся на втором месте.

Что касается отличий российской арктической стратегии от стратегий других стран, то, прежде всего, следует упомянуть различие в их географических масштабах. Российский сектор Арктики является самым протяженным, что сказывается на характере задач по освоению северных территорий и управлению социально-экономическими и экологическими процессами в Арктической зоне РФ.

Ещё одно отличие – это то, что АЗРФ является наиболее развитой в индустриальном отношении частью арктического региона. Если большинство арктических государств уделяет основное внимание консервации и охране природной среды своих северных территорий, заботе о сохранении традиционной среды обитания и самобытной культуры коренных малочисленных народов, то России приходится решать сложную проблему: сочетать экологические и гуманитарные аспекты своей региональной политики с эффективным развитием экономики АЗРФ.

Специфика российской арктической стратегии проявляется и в том, что в ней значительное внимание уделяется развитию Северного морского пути как международного транзитного маршрута (а не только национальной транспортной стратегии). Для сравнения, Канада, учитывая тот факт, что ледовая обстановка в контролируемом ею Северо-западном проходе в обозримом будущем не будет такой благоприятной для навигации, как в акватории СМП, не планирует уделять особого внимания развитию своего морского маршрута.

Для информации:

 
Первый в истории международной ассоциации The University of the Arctic Конгресс прошел в Санкт-Петербургском государственном университете 12–16 сентября 2016 года. В рамках пятидневной рабочей программы Конгресса прошел целый ряд научных мероприятий, посвященных широкому спектру проблем Арктического региона, состоялись Ректорский и Студенческий форумы Университета Арктики, а также прошла презентация уникальной энциклопедии геоморских исследований.
 
Университет Арктики (UArctic) — это международная сеть, которая объединяет свыше 180 высших учебных заведений и научных организаций 16 стран мира для взаимодействия в области научных исследований и образования в целях устойчивого развития северных регионов и всесторонней поддержки населяющих их народов. Благодаря сотрудничеству в области образования и науки UArctic наращивает человеческий потенциал на Севере, внося свой вклад в формирование сильных общин и устойчивое экономическое развитие региона.
 
 

 

 

 

  • Просмотров: 10