entrance sb

Вы находитесь на новой версии сайта факультета международных отношений СПбГУ.

Отношения России и ЕС: до и после Брексита

Отношения России и ЕС: до и после Брексита

28-29 июня 2016 года российские и зарубежные эксперты по европейской интеграции, отношениям России и Европы собрались в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках международной конференции «Исследовательская повестка отношений России и Европейского союза: взгляд из России и с Запада».

На открытии конференции участников поприветствовала декан факультета международных отношений СПбГУ Ирина Николаевна Новикова, которая отметила, что тема отношений России и Европы никогда не потеряет своей актуальности, в Санкт-Петербургском университете ее изучением с 90-х годов прошлого века занимаются известные эксперты в сфере европейских исследований.

Сегодня отношения России и ЕС находятся в кризисе, выход из которого предполагает концептуальное переосмысление самых базовых категорий диалога в сфере экономики и политики. «Украинским кризисом всё не исчерпывается, однако он стал катализатором, который вывел на поверхность другие спорные вопросы между Россией и ЕС, кроме того, среди россиян наблюдается рост недоверия к тем идеям, которые приходят с Запада», - отметил немецкий журналист-международник, научный директор Германо-Российского форума Александр Рар.

По мнению директора Института истории РАН Алексея Анатольевича Громыко, толчок к нормализации отношений России и Европы может дать как внутренняя модернизация в России и в Европейском союзе, так и новые механизмы консолидации, например, сотрудничество между ЕС и Евразийским экономическим союзом. «В чем-то Европейский союз может стать примером для ЕАЭС, в то же время расширения ЕАЭС подобного Европейскому Союзу допускать не стоит. Расширение привело к большей диверсификации в ЕС и образованию в нем отдельных групп государств, которые поддерживают более тесное взаимодействие друг с другом».

Конференция стала частью проекта «Центр превосходства им. Жана Монне» СПбГУ. Работу над проектом учёные Университета начали в 2015 году сразу по двум направлениям: научные исследования и преподавание. Конференция является составной частью исследований. «Мы изучаем, как отношения России и Европейского Союза исследовались в России и вне её пределов, - рассказала руководитель проекта, доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Алексеевна Романова. «Мы обращаем внимание на то, какая методология была использована и предварительная работа уже проведена членами исследовательского коллектива. Мы отметили некоторые тенденции: одни вопросы были более популярны в России, другие - за рубежом. Скажем так, в России прежде всего, уделяют внимание расширению Европейского Союза, общей внешней политике и политике безопасности. В Европейском Союзе исследовалось, как отношения России со странами-членами влияют на общую позицию Европейского Союза». Таким образом, цель проекта - способствовать более широкому взаимопониманию между Россией и Европейским Союзом за счёт расширения диалога между исследователями», - отметила Татьяна Алексеевна.

В ходе исследования кто-то из участников проекта предполагал, что Британия может решиться на проведение референдума о выходе из Европейского Союза?

 «Референдум мы, конечно, не предвидели. Хотя понятно, что различные кризисные явления в Европейском Союзе существуют, всегда существовали и будут существовать. Когда мы начинали проект, отношения России и Европейского Союза были уже довольно в плачевном состоянии и явно в худшем состоянии, нежели Россия и Европейский Союз заслуживают этого, будучи настолько важными партнёрами друг для друга. И мы надеемся, что реализация нашего исследовательского проекта  будет этапом в улучшении отношений России и Европейского Союза в целом», - подчеркнула Татьяна Романова.

Александр Рар о Brexit (интервью на конференции «Исследовательская повестка отношений России и Европейского Союза» в СПбГУ)

Какие последствия выхода Великобритании из Евросоюза могут наступить для ЕС в целом и для самой Великобритании?

Англичане большинством проголосовали, что хотят выйти из Европейского Союза, но как это технически сделать, никто не знает. Выясняется, что процедура очень сложная. Многие эксперты склоняются к мысли, что Брексит – выход такой страны как Англия из Европейского Союза будет длиться минимум два года.  За эти два года можно провести новый референдум, можно ещё что-то придумать для того, чтобы оставить британцев в Европейском Союзе. Но мне кажется, что Европа не будет бороться за Великобританию, потому что всё-таки Великобритания тормозила процесс создания Соединенных Штатов Европы. А есть очень сильная и мощная коренная группа внутри Европейского Союза, во главе которой стоят такие страны, как Германия и Франция, которые обязательно хотят создать на территории Европы политический союз, а не чисто экономический союз, как этого хотят англичане. Что значит политический союз? Это означает, что в Европе появятся очень сильный пост президента Европейского Союза, министра иностранных дел, министра финансов. И те страны, которые захотят входить в эту коренную новую Европу, в новый политический Европейский Союз, будут отдавать свой суверенитет одному центру – в Брюсселе. Альтернативы уже нет. И такие страны, как Англия, которые не будут поддерживать этот процесс, наоборот, его тормозить, их будут отстранять сейчас на второй-третий план, выжидая пока они созреют для того, чтобы войти в политический союз.

О Польше и других странах Восточной Европы после Брексита

Есть страны, которые серьёзно хотят спасти Европейский Союз. К ним относят Германию, Францию, страны-основатели Европейского Союза. Они знают, что делать, у них уже двадцать лет готов определённый план, что делать, если из Европейского Союза будут выпадать страны. Это строит коренную Европу на европейских ценностях, на большей интеграции. С Польшей у Европейского Союза за последние месяцы появились серьёзнейшие проблемы. Новые лидеры Польши начинают менять политическую систему своей страны, которая уже не соответствует демократическим нормам, которые предписывает Брюссель, поэтому Польшу не пригласили на первое обсуждение будущего Европейского Союза. Причём есть подозрение, что Польша и страны Восточной Европы не разделяют точку зрения Германии и Франции на более сильную политическую интеграцию Европейского Союза. Такая страна, как Польша стоит скорее на других моментах. Они хотят, чтобы Европейский Союз был похож на НАТО - организацию, которая в первую очередь призвана защищать Польшу и Прибалтику от мнимой угрозы со стороны России. Но Европа сегодня занята собой, а не Россией. Она в первую очередь хочет понять, чего хотят простые граждане и элиты Европы. И уже возникает вопрос, хотят ли элиты и граждане то, чего хотят руководители ЕС. Поэтому нужно разрыв, созданный между правящими и обычными жителями Европейского Союза каким-то образом преодолеть, убедить европейцев в том, что политический союз Европы нужен со всеми европейскими ценностями, со всеми целями, которые были поставлены ещё в 50-е годы. А, скажем, у молодых членов Европейского Союза и НАТО нет нужного опыта и понимания, куда Европа должна на самом деле идти. Во всяком случае, я у них этого не вижу.

Директор Института Европы РАН А.А. Громыко о Brexit (интервью на конференции «Исследовательская повестка отношений России и Европейского Союза» в СПбГУ)

Какие последствия выхода Великобритании из Евросоюза могут наступить для ЕС в целом и для самой Великобритании?

Последствия возможного выхода Великобритании из Евросоюза, безусловно, окажут огромное влияние на состояние этой организации в ближайшие месяцы и годы. Почему я говорю «возможного выхода», потому что это беспрецедентная ситуация и за исключением того, что написано достаточно размыто в 50 статье Лиссабонского договора, о том как страна–член ЕС выходит из организации, конечно, никакой детальной процедуры нет. Мы знаем только то, что эти переговоры должны идти до двух лет, и они могут идти намного дольше, чем два года, если так решат все страны-члены Евросоюза. Но ясно, что любая нестабильность ведёт к отрицательным эффектам. Я думаю, что в ближайшее время мы увидим замедление темпов экономического роста Великобритании, рост безработицы. Ряд крупных транснациональных компаний, банков уже заявили о том, что переносят свои штаб-квартиры из Лондона и Великобритании в целом в другие страны.

Не приведут ли результаты референдума Великобритании к некому эффекту домино?

Здесь есть два сценария, причём они прямо противоположные. Я думаю, что как всегда будет нечто среднее. Первый сценарий, что другие страны Евросоюза консолидируются ещё больше перед лицом угрозы дезинтеграции Евросоюза. Ясно, что гранды Евросоюза  такие, как Франция, как Германии, Италия, безусловно, сейчас будут делать всё, чтобы не дать панике разрастаться. Есть и второй вариант: на волне британского евроскептицизма активизируются другие евроскептические движения в Евросоюзе. Мы уже знаем, что Вилдерс, лидер евроскептиков в Нидерландах, призвал к тому, чтобы рассмотреть вопрос о проведении референдума в Нидерландах. Марин Ле Пен уже заявила, что она приветствует исход этого референдума и двигаться надо в этом же направлении. Я думаю, что в Италии Лига Севера и Сальвини обязательно будут играть на этом поле. В отличие от Великобритании в Евросоюзе пока нет ни одной страны, где у власти стояла партия, которая бы ставила вопрос о выходе своей страны из Евросоюза или хотя бы вопрос о том, что нужно провести референдум. Поэтому я не думаю, что некий эффект домино в обозримом будущем может быть, но, безусловно, евроскептические настроения могут вырасти ещё больше.

Отношения России с Евросоюзом и с Великобританией после референдума?

Великобритания как минимум два года, то есть пока будут идти переговоры о её выходе, остаётся полноправным членом практически всех механизмов управления в Евросоюзе. Британию теперь не будут пускать только на те встречи, на которых будут обсуждаться условия выхода Великобритании из ЕС. Но понятно, что психологически и подспудно влияние Британии сейчас в руководящих структурах ЕС будет опережать развитие событий, и британцы ясно сейчас будут тратить львиную долю своей энергии на то, чтобы заниматься вопросом о Брексите, а не о том, чтобы в Евросоюзе продвигать какие-то идеи или проекты. Я боюсь, что в Британии внешняя политика не изменится, по крайней мере, в своей антирусской составляющей, а может быть, станет ещё жёстче. Я думаю, что здесь может сработать такой эффект проблем во внутренней политике, когда страна  поглощена внутренними проблемами и то ли начинает проявлять апатию к политике внешней, то ли, наоборот, становится более агрессивной во внешней политике. Кроме того, Великобритания вне Евросоюза ещё больше будет в объятиях старшего брата Соединенных Штатов. Если в США выборы не принесут какого-то ослабления конфликтности в отношениях Москвы и Вашингтона, то Лондон здесь также встроится  в этот ещё  более жёсткий тренд.

 

 

 

Репортаж о конференции в программе «Пульс города»: https://www.topspb.tv/programs/v19168/s20698/

 

  • Просмотров: 30