entrance sb

Вы находитесь на новой версии сайта факультета международных отношений СПбГУ.

Эксперты СПбГУ и представители ЦК КПК обсудили перспективы возрождения Великого шелкового пути

Эксперты СПбГУ и представители ЦК КПК обсудили перспективы возрождения Великого шелкового пути

1 июня в Санкт-Петербургском государственном университете состоялась встреча с департаментом по исследованиям при Управлении внешних связей Центрального комитета Коммунистической партии Китая. Высоких гостей приветствовала декан факультета международных отношений СПбГУ И.Н. Новикова. Во вступительной речи она выделила несколько фактов из жизни Университета, отметила, что СПбГУ открыт для иностранных абитуриентов.Также Ирина Николаевна обратилась к теме российско-китайских отношений, отметив присутствие Председателя КНР Си Цзиньпиня на параде в Москве во время Дня Победы в 2015 году. Заместитель директора департамента по исследованиям при Управлении внешних связей ЦК КПК Луань Цзянчжан отметил, что они уже давно восхищаются СПбГУ, но посетить Университет делегации удалось только сейчас.

Основная дискуссия развернулась вокруг проекта «Экономический пояс нового Шелкового пути», масштабного экономического и логистического проекта по возрождению Великого шелкового пути. Обсуждение проекта началось с того, что преподаватель кафедры теории и истории международных отношений Д.С. Тулупов обратился к известной китайской пословице: «Хочешь быть богатым, строй дороги». Он выступил с кратким сообщением о состоянии инфраструктуры на российском Дальнем Востоке и перспектив участия России в проекте. Профессор кафедры международных гуманитарных связей В.И. Фокин высказал мнение, что любые масштабные проекты всегда сопровождаются значительным количеством критики и сомнений. В СМИ дискурс вокруг данного проекта отнюдь неоднозначный, но не стоит позволять сомнениям возобладать.

Немаловажные для успешной реализации проекта вопросы безопасности поднял профессор кафедры европейских исследований СПбГУ К.К. Худолей. Константин Константинович обратил внимание присутствующих на то, что значительная часть «Экономического пояса» проходит по территории, относящейся к Ближнему и Среднему Востоку, а в последнее время этот регион не отличается стабильностью. Доктор экономических наук, профессор СПбГУ С.Л. Ткаченко уделил внимание как сухопутному, так и морскому новому «шелковому пути». По его мнению, китайским коллегам стоит внимательнее отнестись к возможности использования Северного морского пути в качестве морского маршрута в новом проекте, так как Сингапурский пролив и так уже перегружен. Стоит ли прокладывать через него морской путь? Относительно Евразийского Экономического Союза, о котором сейчас также ведутся дискуссии, Станислав Леонидович отметил, что по оценкам многих это не столько экономический, сколько политический проект или логистический проект. Однако ни одну из этих точек зрения профессор не посчитал верной.

Г-н Луань Цзянчжан достаточно четко выразил позицию китайской стороны относительно проекта. Он ответил, что пословица про дороги действительно зародилась в Китае в 1980-е годы, когда в стране началось бурное дорожное строительство. Первой в строительстве магистралей стала провинция Шандунь, которая стала примером для остальных провинций Китая, некоторые даже смогли превзойти ее достижения. По словам представителя ЦК КПК, участвуя в проекте Китай готов показать, как совершенствуют инфраструктуру в КНР, и дать возможность своим партнерам создать хорошие дороги у себя для их использования, как для внутренних нужд, так и для реализации общего логистического проекта, но специально вмешиваться и наставлять своих коллег китайцы не будут. Кроме того, он отметил, что сразу получения выгоды от строительства дорог ждать не стоит, это процесс постепенный. Сначала должны быть проложены маршруты, которые создаются под влиянием политики и экономики, а только потом их начинают использовать.

Заведующий кафедрой мировой политики СПбГУ В.С. Ягья высказал свою точку зрения при помощи российской пословицы «На чьей телеге едем, того и песню поем». Он отметил, что дискуссия о траекториях нового «шелкового пути» еще идет, и для всестороннего рассмотрения проекта, нужно иметь в виду три траектории – сухопутный путь через Центральную Азию, морской путь, проходящий в Южно-китайском и соседних морях и Северный морской путь в Арктическом регионе.

В завершение встречи г-н Луань Цзянчжан поблагодарил присутствующих за оживленную дискуссию и, обратившись к российской пословице, отметил, что Россия и Китай «едут на одной телеге и поют одну песню».

Материал подготовлен специалистом Управления по связям с общественностью Зарубиной Юлией.

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Просмотров: 16