entrance sb

Вы находитесь на новой версии сайта факультета международных отношений СПбГУ.

Студентам-международникам СПбГУ рассказали об истории Армянской апостольской церкви

Студентам-международникам СПбГУ рассказали об истории Армянской апостольской церкви

15 мая 2015 года в СПбГУ состоялась лекция по истории Армянской Апостольской церкви настоятеля Армянской апостольской церкви Святой Екатерины в Санкт-Петербурге священника Саркиса Чопуряна. Армянская Апостольская церковь (ААЦ) – одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд особенностей в догматике и обряде. Собравшихся на встрече студентов и преподавателей приветствовал начальник отдела международных связей по направлениям международные отношения, политология, социология и экономика Панцерев Константин Арсеньевич.

Как пояснил отец Саркис, ААЦ относится к группе дохалкидонских древневосточных православных церквей, поскольку признает решения не всех Вселенских соборов. В истории Армянской апостольской церкви отражена история всего армянского народа. С момента объявления христианства в качестве государственной религии Армянского царства в 301 году она пережила несколько периодов подъема и расцвета, и вегда являлась единственной объединяющей силой народа, хранителем и множителем духовных ценностей. Так только в конце V века персы оставили попытки распространить зороастризм на территории Армении и подписали с армянами мирный договор, по которому те могли свободно исповедовать христианство. В это же время, несмотря на раздел Армении между Византией и Персией, в 405 году монах Месроп Маштоц в качестве мощнейшего оружия самосхранения нации создал армянский алфавит. С непосредственным участием католикоса Саака Партева и усилиями Месропа Маштоца в начале V века на армянский язык была полностью переведена Библия.

 В течение долгого времени предпринимались попытки объединения Армянской церкви с Византийской церковью и Римской католической церковью, однако, успеха в объединении всех христианских церквей достичь не удалось, Армянская церковь сохранила свою самобытность и самостоятельность. В 1441 году резиденция каталикоса всех армян была перенесена из Киликии в Эчмиадзин (в 18 километрах от Еревана), что имело важное значение в истории армянского народа, так как Святой Эчмиадзин стал не только религиозным центром, но и колыбелью национально-освободительного движения народа, лишенного государственности. После 1441 года многие общины и епархии ААЦ оказались либо на территории Персии, либо на территории могущественной Османской империи, захватившей в 1453 году Византийскую империю. Однако по итогам русско-персидской войны Восточная Армения в 1828 году вошла в состав Российской империи.

Иерей Саркис Чопурян отметил роль Армянской апостольской церкви в годы Великой Отечественной войны. Хотя в предшествующие годы Армянская Апостольская церковь, как и Русская Православная церковь, подвергалась гонениям со стороны советской власти, ее настоятели оказывали всестороннюю поддержку Красной Армии, собирали материальные пожертвования на оборону страны, а жители Армянской ССР сражались на стороне Советского Союза.

После лекции присутствующие студенты и преподаватели смогли задать все интересующие вопросы отцу Сариксу. Доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве Руслан Габдрашитович Шамгунов задал вопрос по процедуре перевода Библии с греческого и сирийского языков на армянский язык. Например, в Англии при переводе Библии на английский язык при короле Якове I была собрана целая группа переводчиков, в то время как на армянский язык Библию перевел один человек – католикос Саак. Отец Саркис разъяснил, что перевод Библии состоялся усилиями Месропа Маштоца с группой монахов и католикоса Саака Партева.

Собравшиеся на встрече студенты задавали настоятелю вопросы, касающиеся отношения Армянской Апостольской церкви к межконфессиональным бракам, участию армян в обрядах других православных церквей, отношений армян, проживающих в Армении и за ее пределами. Кроме того, доцент кафедры мировой политики СПбГУ Тамара Сергеевна Немчинова поинтересовалась, осуществляет ли Армянская Апостольская церковь работу по переводу армянских художественных произведений на русский язык.

Прощаясь с присутствующими священник Саркис Чопурян поблагодарил за интерес к истории и деятельности Армянской Апостольской церкви и подчеркнул, что ААЦ продолжает играть роль объединяющего фактора всех армянских общин в разных странах мира. Армянская церковь является не только религиозной организацией, но и выразителем многовековой борьбы армянского народа за свою независимую государственность и достойную жизнь.

Материал подготовлен специалистом Управления по связям с общественностью Зарубиной Юлией.

 

 

  • Просмотров: 19