English
Спецрепортаж:
Нас поздравляют
Конференции:



Виртуальная приемная СПбГУ Бесплатная юридическая консультация Центр экспертиз СПбГУ
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ФАКУЛЬТЕТА
Образование и трудовая деятельность:

В 2003 г. получил высшее образование по специальности "Международные отношения" (специализация "Международные научные и культурные связи") на факультете международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. В 2006 г. окончил аспирантуру факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета по специальности "Политические проблемы международных отношений и глобального развития". Тема диссертации - "Роль внешнеполитических факторов в формировании научных представлений об американской культуре в Великобритании и Германии". В 2010 году присвоено учёное звание доцента по кафедре международных гуманитарных связей.

В 2004 г. прошёл стажировку по программе "Передовые технологии работы с компьютерными сетями" (Advanced Networking Technologies) в Национальном институте информационных технологий в Нью-Дели (Индия). В 2006 году прошёл краткосрочное обучение по программе "Инновационные образовательные технологии" в Санкт-Петербургском государственном университете и стажировку по программе "Инновационные технологии в высшем образовании" (Innovative Technologies in Higher Education) в Университете Твенте (Нидерланды). В 2007 году прошёл краткосрочное повышение квалификации в Стэнфордском университете (США). С 2006 по 2013 год прошёл обучение по ряду дополнительных образовательных программ в НОУ "Интуит" и СПбГУ.

С сентября 2004 г. работает в Санкт-Петербургском государственном университете. В настоящее время читает лекции по дисциплинам "Современные информационные технологии в системе международных отношений (интернет)", "Современные информационные системы и международные отношения", "Международная охрана интеллектуальной собственности", "Основные методологические проблемы исследования европейского образовательного пространства", "Всемирное культурное наследие", ведёт семинары по дисциплине "Практикум международника".

Почетные звания и награды:

Лауреат конкурса "Вторая навигация" Санкт-Петербургского философского общества. Победитель конкурса молодых преподавателей Благотворительного фонда В.И. Потанина 2011 года, победитель конкурса "Преподаватель он-лайн" 2011-2012 учебного года.

Основные области научных интересов:

В сферу научных интересов С.С. Ширина входят следующие аспекты международного культурно-гуманитарного сотрудничества: международная образовательная деятельность, общественно-политические и культурные аспекты международной охраны интеллектуальной собственности, - а также международное сотрудничество по вопросам развития современных информационных технологий.

Участие в научных конференциях:

С.С. Ширин ежегодно принимает участие в международных научных и научно-практических конференциях и симпозиумах, среди которых основные -
"The USA in the 1980s: the Reagan Era", Rothermere American Institute at the University of Oxford, 2005;
"Европейский Союз - Россия: вызовы нового общения", София, 2007;
ELA annual conference on commercialization and competition in education, University of Antwerpen, 2009;
International symposium on cultural diplomacy 2010, Institute for Cultural Diplomacy, Berlin, 2010;
SGEM-Social, Albena, 2015.

Участие в научной жизни СПбГУ и факультета:

Совместно с В.И. Фокиным, Н.М. Боголюбовой, Ю.В. Николаевой и М.Д. Портнягиной руководит научной работой студентов в рамках научного кружка "Международные гуманитарные связи". Результаты работы кружка размещаются на сайте http://mgs.org.ru . По итогам работы кружка организуется ежеквартальный дискуссионный семинар "Международные гуманитарные связи глазами студентов".

Владение иностранными языками:

Немецкий, английский - свободно.
Испанский, белорусский - чтение и перевод.

Участие в международных программах и проектах:

В 2009 году участвовал в работе Координационной группы Болонского процесса по академической мобильности.

Член "Всемирной ассоциации международных исследований" (http://wais.stanford.edu), член редколлегии пресс-службы "Википедии".

e-mail: s.shirin@sрbu.ru

Ширин Сергей Сергеевич
Сергей Сергеевич
Ширин

Кандидат политических наук
Доцент кафедры международных гуманитарных связей
Основные читаемые курсы
Международная охрана интеллектуальной собственности
Цель курса «Международная охрана интеллектуальной собственности» - системное изложение специфики охраны интеллектуальной собственности как актуальной проблемы международных отношений. Задачи курса:  формулировка основных проблем права интеллектуальной собственности;  изучение международных договоров в области охраны промышленной собственности и проблем участия в них России;  освещение международных проблем, связанных с понятием коммерческой тайны и ее охраной;  изучение международных договоров в области охраны авторских и смежных прав и проблем участия в них России;  ознакомление с деятельностью международных организаций в сфере охраны интеллектуальной собственности;  изложение актуальных проблем международной охраны интеллектуальной собственности на современном этапе. Акцент на аудиторных занятиях делается на общественно-политические, экономические и культурные аспекты международной охраны интеллектуальной собственности, как на наиболее значимые для профессиональной деятельности в сфере международных отношений. Изучением юридических документов студенты занимаются самостоятельно, с обсуждением результатов такого изучения в первой половине каждого занятия.
Современные информационные технологии в системе международных отношений (Интернет), для студентов направления "Международные отношения"
Цель курса - осветить вопрос развития современных информационных технологий (прежде всего, интернета) в контексте современной системы международных отношений. Для достижения этой цели в ходе курса решается ряд задач: Во-первых, дается общий обзор современных сетевых технологий в целом и технологий интернета, в частности. Во-вторых, изучаются актуальные для современной системы международных отношений направления международного взаимодействия по вопросу развития современных информационных технологий (прежде всего, интернета). В-третьих, анализируются современные информационные технологии как инструмент профессиональной деятельности эксперта в области международных отношений.
Информационно-аналитическая практика (II часть) для студентов кафедры международных гуманитарных связей
Цель практики - привитие навыков аналитической деятельности путем ознакомления с различными методами работы с источниками, особенностями анализа документов и разнородных групп источников информации, в том числе с источниками на иностранных языках.Задачи практики: углубить знания студентов по работе с источниками и оценке их научной репрезентативности; усовершенствовать основные навыки отбора информации и работы с ней; изучить особенности работы с источниками на иностранных языках; сформировать представление о практическом применении методов информационно-аналитической работы.
Современные информационные системы и международные отношения
Современными информационными системами в рамках настоящего курса называются информационные системы, не имеющие единого создателя и автора, системы, содержание и форма которых целиком зависит от неограниченного числа их пользователей.
Культурология
Теория и история культуры
Народная дипломатия
Курс "Народная дипломатия" предназначен для магистрантов, обучающихся по программе "Международные гуманитарные связи". В рамках курса освещаются история народной дипломатии в ХХ веке и перспективы международной общественной деятельности в условиях формирования глобального гражданского общества.
Современные информационные технологии в России
The course "New information technologies in Russia" is intended for students of the MA <br>programme "International relations". The course views key social, political and other humanitarian aspects, as well as trends of the development of new information technologies in Russia, and the possibilities for international cooperation in this field.<br>Aiming for the said, the course structure includes (i) the introductory class discussing <br>general definitions, (ii) three parts viewing, respectively, the Russian Federation"s policy relating to IT, interference of informatization and political culture in the Russian society, and social aspects of web-based humanitarian information technologies in Russia, and (iii) the final class discussing those of course issues the students faced most of difficulties with. In context of the course, we consider as web-based humanitarian information technologies the technologies used in interactive webВВ­based information systems that have no single author and developer; the manner and matter of these systems are defined by an unlimited number of users, and at present, these systems are at their peak.
Основные методологические проблемы исследования европейского образовательного пространства
Целью дисциплины является подготовка магистрантов к самостоятельной оценке перспектив процессов образовательной интеграции в современном мире и перспективных форм и направлений исследований таких процессов. Цель достигается на материале европейского <br>образовательного пространства. В результате изучения дисциплины магистрант владеет понятийным аппаратом исследований европейского образовательного пространства, способен определить особенности подходов различных научных дисциплин и направлений к исследованию европейского образовательного пространства, обладает определенным уровнем компетентности в вопросах истории образования, истории формирования современных образовательных систем Европы, актуальных проблем их реформирования, может оценить роль европейской образовательной интеграции в развитии современных международных отношений, имеет представление об актуальном состоянии исследований европейского образовательного пространства.
Современные информационные технологии в системе международных отношений (интернет), для студентов специальности "Прикладная информатика в области международных отношений"
Курс раскрывает ключевые социально-гуманитарные аспекты международного сотрудничества в области развития современных информационных технологий, прежде всего, интернета. В задачи курса входит а). изучение основных направлений международного сотрудничества в области развития современных информационных технологий; б). обзор актуальных проблем и оценка перспектив международного сотрудничества в области развития современных информационных технологий; в). рассмотрение особенностей международного сотрудничества по отдельным видам современных информационных технологий. Для освоения курса студентам необходимо иметь базовые знания по информатике, основам теории сетей, веб-дизайну, истории и теории международных отношений и международного информационного обмена.
Университеты и научные центры в странах Европы и Америки
Курс «Университеты и научные центры в странах Европы и Америки» посвящен основным проблемам современной высшей школы, в которой центральное место отводится университетскому образованию, изучению важнейших закономерностей протекающих там процессов. Особое внимание отводится проблемам европейской образовательной интеграции, вопросам Болонского процесса и включению в него России. С этой точки зрения становится понятной и актуальность курса. Образование и наука на современном этапе стали не только ведущим культурным, но и одним из решающих факторов экономического развития и эффективным способом международного общения. Особенно важно это учитывать именно сейчас, когда обмен информацией, высококвалифицированными специалистами, перспективными научными разработками и исследованиями становятся непременным условием политического и экономического успеха многих стран мира. Особый интерес к вопросам образования объясняется еще и тем, что сейчас многие образовательные системы переживают время серьезных реформ, от которых во многом зависит будущее современного гуманитарного прогресса. Целью данного курса является формирование максимально полного и целостного представления о современных тенденциях в области высшего образования, а также знакомство с основными образовательными моделями и дидактическими методиками современной системы высшей школы. Отсюда вытекают следующие задачи: 1.Сформировать определенный уровень компетентности в вопросах истории формирования современного «университетского пространства»; отметить преемственность средневековых и современных университетских традиций; 2. Дать представление об актуальном состоянии крупнейших университетов Европы и Америки; специфике их научно-образовательной деятельности; познакомить слушателей с разнообразными моделями современной высшей школы; 3.Сформировать необходимый уровень компетентности в вопросах теории и практики высшего образования; дать представление о содержании Болонского процесса, особенностях его реализации в Европе и России; 4.Сформировать представление об университетском обмене, международном образовании; познакомить студентов с основными программами университетского студенческого обмена, действующими в рамках международной академической мобильности; дать представление о возможностях международного образования; 5.Познакомить студентов с основными направлениями реформ современного образования, в том числе, и в России; 6. Дать практические навыки оформления документации, связанной с обучением за рубежом.
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Ширин С.С. The Role of International Sci-Tech Cooperation in the Global Distribution of Public Computer Networks // Trends, Prospects & Challenges of Globalization. St. Petersburg University Press, 2009. P. 95-101
Ширин С.С. Парадигмы исследования образа России на Украине // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Серия 6. Выпуск 1. С. 78-86.
Ширин С.С. Проблема построения единого информационного пространства России и Европейского Союза // Отношения России и ЕС в поисках оптимальной модели сближения. СПб., 2007. С. 72-78.
Ширин С.С. Political usefulness of American studies in Germany // Global Trends & Implementation of Knowledge: New Europe & New Russia. St.Petersburg, 2006. P. 158-164.
Ширин С.С. Защита культурного достояния как внешнеполитическая проблема: Опыт Великобритании и Германии // Пакт Рериха: 70 лет. СПб., 2005. С. 163-168.
Ширин С.С. Фактор внешней среды в глобальной системе международных отношений // Международные процессы. 2005. Т.3. в„–3(9).
Ширин С.С. Внешнеполитический образ США в Великобритании и Германии // Международные отношения в новое и новейшее время. Материалы международной конференции, посвященной памяти профессора К.Б. Виноградова. СПб., 2005. С.407-411.
Ширин С.С. Проблемы культурных связей с США во внешней политике Германии // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2005. Серия 6. Вып.1. С.126-130.
Ширин С.С. Фактор культуры во внешней политике Великобритании и Германии // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: Сб. статей / Науч. ред. Б.И. Рашрагович, Е.П. Борзова. СПб.: СПбГУКИ, 2005. C. 197-204.
Ширин С.С. Формирование научных представлений об американской культуре в Европе // Россия в глобальном мире: Социально-теоретический альманах в„–7: Приложение к журналу для ученых "Клио". СПб.: "Нестор", 2004. C. 193-200.
Ширин С.С. Россия, Европейский Союз и Болонский процесс: основные вызовы // Европейский Союз - Россия: вызовы нового общения. Материалы Международной конференции (София, 15-16 ноября 2007 года). СПб., 2008.
Ширин С.С. Институциализация альтернативных концепций охраны интеллектуальной собственности на международном уровне // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. Серия 6. Вып. 2. С. 289-297.
Ширин С.С. Россия, ЕС и Болонский процесс // Stosunki Rosji z Unia Europejska. Отношения России с Евросоюзом. Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2009. S. 296-314.
Ширин С.С. Внешнеполитические факторы формирования научных представлений об американской культуре в Великобритании и Германии // Изд-во С.-Петерб. ун-та
Ширин С.С. Общие образовательные пространства России и Европейского Союза // Россия и Европейский Союз: в поисках парадигмы устойчивых отношений. Библиотека европейских исследований. Выпуск 22. С. 280-300.
Ширин С.С. Международное сотрудничество по гуманитарным аспектам развития Интернета // Изд-во С.-Петерб. ун-та.
Ширин С.С. Социально-гуманитарные аспекты современных информационных систем в работе аналитика-международника // Изд-во С.-Петерб. ун-та.
Ширин С.С. Проблема человека и его развития в концепции внешней политики России // Бренное и вечное. Человек в пространстве российской государственности: мифология, идеология, социокультурная практика. Великий Новгород, 2012.
Ширин С.С. Роль международной организации Web Science Trust в развитии политологического направления исследований всемирной паутины // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2012. №4. С. 133-139.
Ширин С.С., Барсукова А.В., Болгов Р.В., Борзова И.С., Буданова И.А., Бурнасов А.С., Вовенда А.В., Жуковский И.И., Зиновьева Е.С., Красавин И.В., Кулинич А.А., Лебедева М.М., Семёнов О.Ю., Толкачёв В.В., Фокина В.В., Харкевич М.В. Негосударственные участники мировой политики // М.: Аспект-Пресс, 2013
Ширин С.С. Пишем курсовую работу // Издательские решения
Книга для чтения по дисциплине "Русский язык как иностранный" для студентов направления "Международные отношения".
Ширин С.С. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА ЦИФРОВОГО НАСЛЕДИЯ КАК РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ПАКТА РЕРИХА // Клио. 2015. № 3 (99). С. 65-72.
Ширин С.С. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ПОСЛЕ 2013 ГОДА // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2016. № 1. С. 133-150.
Ширин С.С. Основные направления защиты культурных ценностей в условиях информационного общества // Международная научно практическая конференция «Рериховское наследие». Том VI: 150 лет школе выдающегося петербургского педагога -просветителя К.И. Мая; Проблемы сохранения культурного наследия в чрезвычайных ситуациях. С. 166-172.
© 2017 Санкт-Петербургский Государственный университет Факультет Международных Отношений