English
Спецрепортаж:
Конференции:



Виртуальная приемная СПбГУ Бесплатная юридическая консультация Центр экспертиз СПбГУ Сведения о СПбГУ
СОБЫТИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕплан всех мероприятий

О факультете:

  • Один из ведущих центров подготовки в сфере международных отношений в мире
  • Участник APSIA
  • Более 1000 студентов и около 100 преподавателей
  • Студенты из более чем 50 стран мира
  • Крупнейшая профильная библиотека и центры документации ЕС и ООН
  • Регулярные международные конференции и круглые столы
  • Престиж и репутация старейшего вуза Северо-Запада России

Лента Новостей

В монографии рассмотрен один из малоизученных аспектов публичной и культурной дипломатии США и СССР в период «холодной войны»: деятельность по реформированию зарубежных университетов. Книга охватывает ключевые страны в стратегии США и СССР во всех регионах мира, включая Европу, Ближней Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, Африку и Латинскую Америку.

С теоретической точки зрения монография находится в междисциплинарном поле, автор опирается на самые разные теории в рамках науки о международных отношениях и антропологии, обращается к дискуссиям о реализме, феминизме, постколониальных подходах, теории сопротивления и пр.

Эмпирический базис монографии составляют архивные документы США и СССР, что позволило произвести анализ использования мягкой силы и публичной дипломатии двух сверхдержав с учетом поведения целевых аудиторий в зарубежных странах (в данном случае, профессоров и студентов).

Как показано в монографии, академическая элита неоднозначно воспринимала трансформацию своих национальных университетов по американскому или советскому образцу. Профессура в университетах Западной и Восточной Германии, в Кабульском университете Афганистана, в университете Аддис-Абебы в Эфиопии, в университетах Северного и Южного Вьетнама, Гватемалы и Кубы стремилась избежать навязывания американских и советских дисциплин в области политологии или марксизма, в области английского или русского языка, саботировала различные проекты и старалась сохранить свое влияние, академические свободы и традиционные черты национальной университетской системы.

Используя разнообразные архивные документы и применяя различные теоретические концепции автор приходит к выводу, что несмотря на огромные масштабы американизации и советизации университетов в разных странах и регионах, США и СССР не сумели добиться главного — сформировать политическую и научную лояльность среди профессоров и студентов. Навязывание новых учебных планов, дисциплин, идеологии и ценностей в социальных науках, включая историю, политические исследования, социологию, натыкались на жесткий ответ со стороны местной академической элиты.

Скрытый саботаж и открытое сопротивление со стороны целевых аудиторий ставит под сомнение эффективность реализации политики мягкой силы, публичной и культурной дипломатии. В монографии показано, как правительства США и СССР были вынуждены реагировать на требования университетских профессоров соблюдать принципы академической свободы в Афганистане, на Кубе, Гватемале, Западной Германии и во Вьетнаме, отказываясь от политически ангажированных проектов и реформ, чтобы сохранить свое присутствие в университетах и конструктивное взаимодействие с профессурой. В результате, американизация и советизация зарубежных университетов в период «холодной войны» в большинстве случаев зримо проявлялась лишь в инфраструктурных реформах, связанных со строительством новых университетов и кампусов.

Подробнее:

Просмотров: 620
© 2022 Санкт-Петербургский Государственный университет Факультет Международных Отношений