English
Спецрепортаж:
Конференции:



Виртуальная приемная СПбГУ Бесплатная юридическая консультация Центр экспертиз СПбГУ Сведения о СПбГУ
СОБЫТИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕплан всех мероприятий

О факультете:

  • Один из ведущих центров подготовки в сфере международных отношений в мире
  • Участник APSIA
  • Более 1000 студентов и около 100 преподавателей
  • Студенты из более чем 50 стран мира
  • Крупнейшая профильная библиотека и центры документации ЕС и ООН
  • Регулярные международные конференции и круглые столы
  • Престиж и репутация старейшего вуза Северо-Запада России

Лента Новостей

25 февраля 2021 года в Париже Международный центр изучения Евразии (МЦИЕ) провел международную онлайн-конференцию «Национальное государство и новые формы транснационального религиозного сознания». Она была посвящена сектам и новым религиозным движениям (НРД). В научном мероприятии принял участие доцент СПбГУ Дмитрий Рущин.

Мероприятие открыл директор Центра изучения Евразии (ISCE) Антон Козлов. Он коснулся феномена новых религиозных движений, которые в последние 50 лет получили большое распространение во многих государствах мира. Некоторые из этих организаций преследуют чисто религиозные цели. В то же время другие представляют опасность для общества, так как призывают к суицидам или ведут к насилию или агрессивному поведению в обществе (яркий пример — секта последователей Чарльза Мэнсона в США). В то же время национальные государства призваны защищать стабильность и здоровый психический климат в обществе, безопасность своих граждан.

Выступление профессора-социолога Александра Артамонова было посвящено проникновению сторонников идеологии запрещенного в РФ «Исламского государства» во Францию и распространению исламского фундаментализма во французском иммигрантском сообществе. По его словам, миграция из стран Ближнего Востока и Северной Африки во Францию меняет облик французского общества. В настоящее время до 36% граждан Франции являются потомками мигрантов. В то же время процесс интеграции мигрантов во французское общество идет медленно и неудовлетворительно. Многие мигранты являются последователями исламистских радикальных движений. В 2015–2017 годах наибольшую опасность для французского общества представляла деятельность сторонников террористической организации «Исламское государство» (ИГ). Об этом свидетельствуют теракты против журнала Charlie Hebdo и теракты в Ницце в 2015–2016 годах. По мнению докладчика, радикальные исламисты контролируют значительную часть торговли оружием и наркотиками во Франции. Существуют различные предложения, каким образом избавить Францию от опасности исламского радикализма. Наиболее экзотическое предложение заключается в том, чтобы принять ислам и тем самым погасить межрелигиозное противостояние, однако это неприемлемо, так как изменит французскую идентичность.

Доклад религиоведа Франсуа Сен Бонне, профессора Парижского университета-2 и Католического института в Вандее, был посвящен отсутствию определению сект во французском законодательстве. В то же время, по его мнению, существует интуитивное понятие, чем отличается секта от религии. Это, во-первых, попытки сектантов, чтобы человек прекратил отношения с близкими и с семьей. Во-вторых, культ духовного лидера или гуру. В-третьих, распространенные в секте сексуальные отношения проповедников с адептами, в том числе несовершеннолетними. В-четвертых, финансовые обязательства, накладываемые на члена секты. Все эти признаки противоречат фундаментальным правам человека и законодательству. Прекращение отношений с семьей является нарушением обязательств, которые законодательство накладывает на детей по отношению к родителям и родителей по отношению к детям. Культ гуру ущемляет личную свободу гражданина. Сексуальные злоупотребления, особенно по отношению к несовершеннолетним преследуются законом. Что касается финансов, то секты как правило ведут непрозрачную финансовую деятельность, уклоняются от налогообложения.

 

Российский психиатр Дмитрий Ферапонтов выступил с докладом «Психологические аспекты деятельности деструктивных религиозных культов». По его мнению, в России становится актуальной психологическая реабилитация жертв тоталитарных сект. Он выделил ряд психотипов, уязвимых для пропаганды сектантов: люди с психическими расстройствами; незрелые личности; люди, попавшие в трудную психологическую ситуацию (психологическая травма). Однако только 50% граждан, попадающих в секты, характеризуются психическими расстройствами. Остальные нормальны. В качестве последствий пребывания в секте он выделил депрессию, тревожные и фобические расстройства, чувство вины, чувство изоляции. Долговременное пребывание в секте может привести к шизофрении. Наблюдаются также психосоматические расстройства, такие как нарушения сна, ночные кошмары, пищевые расстройства, связанные с длительными постами. Все эти патологии имеют тяжелый характер. В качестве профилактики сектантства докладчик выделил ряд мер. Во-первых, информирование о вредоносной сущности деструктивных сект. Во-вторых, психологическое образование. В-третьих, борьба с одиночеством.

Доклад эксперта Европейского Центра исследований и информации по культам и сектам Александра Дворкина был посвящен ситуации с сектами и новыми религиозными движениями в России. Эксперт упомянул о том, что 1990-е годы стали расцветом сект и НРД в России. Если в коммунистические времена все религиозные объединения считались врагами, то после 1991 года все культы стали дружественными. Такие НРД как «Аум Синрике» и «Белое братство» получили доступ к телевидению. Для сект в тот период были характерны несколько признаков. Во-первых, большая численность. Например, последователи культа Анастасии или виссарионовцы по количеству адептов могли соревноваться с традиционными религиозными организациями. Во-вторых, интернационализация. В России стали вести проповедь зарубежные гуру, например, Секо Асахара из «Аум Синрике». В то же время лидер «Братства Шамбалы» Константин Руднев распространил свою деятельность вплоть до Латинской Америки.

По словам докладчика, часть сект, процветавших в 1990-е годы, маргинализировалась или вовсе сошла со сцены. Однако другие, например, неоязычники или кришнаиты ведут активную работу. Часто проповедь переносится с улиц в Интернет. Собрания сектантов проводятся виртуально. Некоторые гуру вещают на российскую аудиторию из-за границы. Новый Закон о религиозных организациях, принятый в РФ, резко ограничивает деятельность сект. Особенно большие ограничения на функционирование НРД стали налагаться после 2015 года, когда пошла конфронтация России с Западом. В Российской Федерации была запрещена деятельность «Свидетелей Иеговы» (их численность в РФ на пике достигала 170 тысяч человек). По мнению А. Дворкина, страны, изначально развернувшие борьбу против деструктивных псевдорелигиозных объединений (Франция, Германия, Австрия) сдали свои позиции. В то же время Россия ее активизировала.

Эксперт Европейского Центра исследований и информации по культам и сектам и декан факультета криминологии университета в Саленто Луиджи Корвалья выступил с докладом «От лицемерия к геополитике. Либеральные аргументы апологетов культов». Остатки мунистов (Церковь Железного Жезла) основали газету Washington Times. На последних выборах в США они поддерживали Дональда Трампа.

Вице-президент МЦИЕ Вячеслав Валерьянов задал уточняющий вопрос господину Луиджи Корвалья, является ли движение «Фалуньгун» религией или оздоравливающей практикой. Этот вопрос эксперты МЦИЕ пытались уточнить у заместителя руководителя Альянса религиозной свободы IRFA Пола Мюррея еще на Берлинской конференции в ноябре 2019 года. Но тогда ответа от американцев не получили. Господин Корвалья сообщил, что не считает движение «Фалуньгун» религией. С ним не согласился профессор Дворкин и уточнил, что в работе с адептами руководство «Фалуньгун» использует приемы восточных религий.

Доклад профессора Московской духовной академии Серафима Петровского был посвящен появившейся в Китае, но действующей в настоящее врем по всему миру секте «Фалуньгун». Ее название переводится как «Усердная работа над Колесом Закона». Это, наверное, самая большая секта в мире, так как у нее около 100 миллионов последователей. Запрет на деятельность секты в КНР последовал в 1999 году, когда 10 тысяч ее последователей собрались на сидячую забастовку около здания ЦК КПК в Пекине. Ее духовный лидер Ли Хунчжи эмигрировал в США, где проживает до сих пор. Секта проповедует синкретическую доктрину, где сочетаются элементы буддизма и даосизма. Однако главным в ее деятельности является культ Ли Хунчжи, который считает себя воплощением Будды. Организация замечена в распространении фейковой информации, которая порочит Китай, в частности об эпидемии коронавируса.

По-своему интересными были также и другие выступления: доклад профессора МДА Семена Ерышева «О религиозной ситуации на Тайване», выступление профессора Католического института Вандеи Рафаэль Оклер «Орден Солнечного Храма или ностальгия рыцарей без крестовых походов», профессора Политехнической школы в Париже Бассама Тахана «Шиитский полумесяц», доклад религиоведа, депутата Европарламента Шарля де Мейера «Последствия Арабской весны для общин христиан на Ближнем Востоке». Деструктивную деятельность сект прокомментировал в своем докладе журналист из Канады, эксперт в сфере тоталитарных сект Джерри Армстронг. Доцент СПбГУ Дмитрий Рущин представил доклад «Религиозные аспекты цифрового неравенства и цифрового тоталитаризма».

Участники конференции в своих выступлениях отмечали деструктивный характер многих сектантских организаций. В настоящее время существуют примеры, когда секты становятся эффективным инструментом для решения политических задач и противостояния действующей власти. Подобная ситуация открывает еще одно политическое измерение в изучении деструктивного сектантства и способов противодействия этому явлению.

Дмитрий РУЩИН
доцент СПбГУ

Просмотров: 1
© 2022 Санкт-Петербургский Государственный университет Факультет Международных Отношений