English
Спецрепортаж:
Конференции:



Виртуальная приемная СПбГУ Бесплатная юридическая консультация Центр экспертиз СПбГУ Сведения о СПбГУ
СОБЫТИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕплан всех мероприятий

О факультете:

  • Один из ведущих центров подготовки в сфере международных отношений в мире
  • Участник APSIA
  • Более 1000 студентов и около 100 преподавателей
  • Студенты из более чем 50 стран мира
  • Крупнейшая профильная библиотека и центры документации ЕС и ООН
  • Регулярные международные конференции и круглые столы
  • Престиж и репутация старейшего вуза Северо-Запада России

Лента Новостей

В рамках четвертого международного форума «Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность» состоялось выступление заместителя иностранных дел России Сергея Рябкова. 

«Уважаемые участники и гости Форума,

Прежде всего, позвольте выразить признательность организаторам мероприятия и представителям научной общественности, связанным с отечественной и зарубежной латиноамериканистикой, за приглашение принять участие в его работе. Международный форум «Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность» проходит в Северной столице уже в четвертый раз, что само по себе говорит о востребованности этой дискуссионной площадки. Живой характер обсуждения здесь актуальных тем и вопросов отражает взаимный интерес научно-академических и общественно-политических сообществ России и ибероамериканских стран к активизации профессиональных контактов в целях продвижения взаимовыгодного профильного экспертного сотрудничеств. В условиях сохраняющейся в международных отношениях неопределенности и неослабевающей конфликтности этот форум позволяет с разных ракурсов взглянуть на роль новых центров силы в быстро меняющемся мире. Один из таких центров многополярного мироустройства постепенно, но поступательно складывается в Латиноамериканском регионе.

Мне хотелось бы поделиться российским видением современной международной обстановки и места в ней Латинской Америки, а также нынешнего этапа развития наших отношений с государствами региона.

Современная международная обстановка характеризуется высокой турбулентностью и нарастающим конфликтным потенциалом. Очевидно, что первопричина происходящего — в упрямом нежелании некоторых стран принять реальности объективно формирующегося многополярного мира, в их стремлении навязать свою волю посредством силовых, экономических или пропагандистских рычагов.

Налицо атака на важнейшие принципы, закрепленные в Уставе ООН: уважение суверенитета, невмешательство во внутренние дела, недопустимость использования силы или угрозы силой. В целом предпринимаются попытки подменить нормы международного права неким «порядком, построенным на правилах». Важно понимать, что эти «правила» устанавливаются в узком кругу, фактически келейно, а затем уже выдаются за «позицию всего мирового сообщества». В результате односторонних, противоречащих международному праву шагов происходит «хаотизация» международной жизни. Это ведет к росту недоверия и сужению пространства для конструктивного взаимодействия на мировой арене.

Запрос со стороны большинства государств на более справедливую систему международных отношений, на реальное, а не декларативное уважение принципов Устава ООН наталкивается на стремление сохранить порядок, в рамках которого плодами глобализации могла бы пользоваться узкая группа стран. Реакция Запада на происходящее позволяет судить о его истинных мировоззренческих установках. Риторика на темы «либерализма», «демократии» и «прав человека» сопровождается продвижением подходов, основанных на неравенстве, несправедливости и эгоизме, убежденности в собственной исключительности.

К слову, «либерализм», защитником которого себя позиционирует Запад, ставит в центр личность, ее права и свободы. Возникает вопрос:как с этим соотносится политика «экономического удушения» в отношении целого ряда независимых стран? К сожалению, санкции стали неотъемлемым атрибутом современной международной жизни. Эксперты подсчитали, что различные виды санкций (от индивидуальных до секторальных) в той или иной мере распространяются на треть (более 70) государств мира. Это те реалии, в которых мы сегодня живем.

При этом необходимо понимать, что санкции, по сути, не только своеобразная мера наказания «неугодных» правительств, но и, прежде всего,а) метод политического вмешательства и б) способ нечестной конкурентной борьбы за мировые рынки. Наша общая задача — выработать такие механизмы сотрудничества, которые позволили бы максимально обезопасить себя от подобной нечистоплотной практики.

Россия всегда открыто заявляет о недопустимости санкционного давления на те государства, которые проводят независимую внешнюю политику и не желают следовать рецептам извне. Сегодня это Сирия, Иран; в латиноамериканском регионе — Куба, Венесуэла, Никарагуа, Боливия.

Высоко ценим принципиальное неприсоединение латиноамериканцев к продвигаемой в регионе Вашингтоном политике антироссийских санкций.Отдаем себе отчет в том, что сегодня Латинская Америка и Карибский бассейн (ЛАКБ) находятся под мощнейшим прессингом. Видим, как предпринимаются усилия по политическому переформатированию региона в «трамповском» стиле, навязыванию латиноамериканцам до предела идеологизированной философии в духе «Доктрины Монро».

В настоящее время Белым домом взят курс на то, чтобы идейные расхождения между отдельными правительствами трансформировались в жесткую политическую конфронтацию. К сожалению, вынуждены констатировать, что основополагающий принцип латиноамериканской политики — единство в многообразии, затвержденный на саммите Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК) в Гаване в 2014 г., поставлен сегодня под сомнение. Это отчетливо проявляется на примере Венесуэлы. Оценки ситуации в этой стране и путей ее урегулирования раскололи весь регион ЛАКБ. Разумеется, это происходит не без «помощи» извне.

В Венесуэле мы стоим на страже таких принципов, как уважение суверенитета, невмешательство во внутренние дела, недопустимость применения или угрозы силой. Считаем, что решать внутренние разногласия могут лишь сами венесуэльцы посредством переговоров и в строгом соответствии с Конституцией. Основываясь на праве, исходим из того, что в Венесуэле может быть только одни президент, и это Н.Мадуро. В этом наша принципиальная и, повторюсь, юридически аргументированная позиция, которая была подтверждена в ходе переговоров в Кремле Президента России В. В. Путина с Н.Мадуро (25 сентября с.г.).

Осознаем необходимость коллективного отпора внешнему давлению на Венесуэлу. Совместные усилия в этом направлении тем более важны, что сейчас в регионе фактически происходит обкатка новой модели «цветных» революций, но уже не в гибридной форме, как это делалось в Ираке, Ливии, Сирии или на Украине, а в самом циничном, неприкрытом виде. Вопиющим обстоятельством является то, что в Вашингтоне, публично заявляя о том, что «дни Н.Мадуро сочтены», прямо говорят, что следующие на очереди — Куба и Никарагуа. По сути, американцы присваивают себе право выносить вердикт о развитии внутренней ситуации в той или иной стране и на основании собственных трактовок применять силу там, где им заблагорассудится.

Для нас очень важно, что, несмотря на возросшее давление на регион извне, наше взаимодействие с латиноамериканцами продолжает развиваться в конструктивном ключе. Латинская Америка — это регион политической благожелательности, экономических возможностей, культурной близости и схожего с нами менталитета, что позволяет сохранять бесконфликтную и комфортную атмосферу для сотрудничества.

Для России Латинская Америка и Карибский бассейн — самоценное направление внешней политики. Мы не смотрим на регион исключительно через призму геополитических интересов и не хотели бы, чтобы он превращался в арену для противоборства держав. Нашим интересам отвечает, чтобы страны ЛАКБ в своей совокупности были сильными, политически сплоченными и экономически устойчивыми. Уверены, что это позволит придать миропорядку большую предсказуемость и стабильность.

Наш подход к взаимодействию с латиноамериканцами предельно логичен — никого никому не противопоставлять, не создавать разделительных линий и искусственных барьеров, не делить партнеров «на своих и чужих», а укреплять сотрудничество на основе взаимной поддержки, солидарности и учета интересов друг друга.

Сложная международная обстановка и возросшее давление на регион извне, тем не менее, не привели к свертыванию нашего конструктивного взаимодействия с латиноамериканцами на международных площадках, прежде всего в ООН и ее подразделениях, «Группе двадцати», БРИКС, ВТО и т. д. Отмечаем традиционную поддержку странами ЛАКБ российских инициатив по международной информационной безопасности, мерам транспарентности и укрепления доверия в космосе, неразмещению первыми оружия в космосе, борьбе с героизацией нацизма.

С удовлетворением отмечаем, что отношениям России с государствами ЛАКБ традиционно свойственна поступательная динамика.

Их характеризует активный политический диалог, в том числе на уровне глав государств. В настоящее время готовится поездка Президента России В. В. Путина в регион для участия в саммитах БРИКС в Бразилиа и АТЭС в Сантьяго, запланированы его контакты с Президентом Бразилии Ж.Болсонаро и официальный визит в Чили. Через несколько дней состоится официальный визит Председателя Правительства России Д. А. Медведева в Республику Куба.

С удовлетворением констатируем планомерное укрепление договорно-правовой базы. Договоры об основах отношений заключены с 23 из 33 стран ЛАКБ. Выходим в ближайшее время на подписание соответствующих правовых инструментов с Антигуа и Барбудой, Гренадой, Сент-Китсом и Невисом.

Продолжаем совместную с нашими латиноамериканскими партнерами работу по расширению зоны взаимных безвизовых поездок: к настоящему времени соответствующие соглашения подписаны с 26 государствами региона. Безвизовыми для российских граждан стали все 12 стран Южной Америки, 6 государств Центральной Америки и 6 стран Карибского бассейна.

Уделяем повышенное внимание наращиванию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества со странами ЛАКБ.

В последние годы наблюдаем устойчивый рост объемов взаимной торговли (в 2018 г. по сравнению с 2017 г. товарооборот увеличился на 10,4% и превысил 16 млрд долл.). Продолжаем работать над диверсификацией его номенклатуры. Сохраняется высокая динамика реализации наших совместных долгосрочных и перспективных проектов — в энергетике, включая атомную, металлургии, инфраструктуре, информационно-коммуникационных технологиях, в области сельского хозяйства, биофармацевтики и биотехнологий, транспортной и других сферах.

Нацелены на выстраивание полноценных проектных, производственных и технологических альянсов, максимальное использование возможностей взаимодополняемости наших экономик.

Поощряем российско-латиноамериканский бизнес-диалог, в том числе на многосторонних площадках Петербургского экономического форума, Восточного экономического форума и др. Активно работаем над укреплением каркаса наших торгово-экономических отношений, в том числе посредством расширения диалоговых механизмов по линии Евразийского экономического союза.

Приоритетное место отводим содействию с латиноамериканским партнерам в подготовке кадров национальных правоохранительных органов в профильных вузах в России и в региональных учебных центрах МВД России в Манагуа и Лиме, а также специалистов пожарно-спасательного профиля на региональных курсах по чрезвычайному реагированию в Гаване. Оказываем существенную помощь в преодолении последствий стихийных бедствий.

Мы деятельно сотрудничаем с регионом не только в материальной сфере. Неотъемлемой составляющей российско-латиноамериканских отношений являются образовательные и культурно-гуманитарные связи. Стабильно растет число латиноамериканцев, заинтересованных получить качественное образование в российских вузах. На базе Дипломатической Академии МИД России ежегодно проводим курсы повышения квалификации для дипломатических сотрудников стран ЛАКБ. После Чемпионата мира по футболу 2018 г. отмечаем увеличение туристических обменов, расширение гуманитарных контактов.

Работаем над укреплением связей с региональными интеграционными объединениями. При этом выделяем Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), которое рассматриваем в качестве уникальной региональной площадки, где все без исключения участники имеют возможность взаимодействовать между собой.

Это лишь неполный перечень основных направлений российско-латиноамериканского взаимодействия, которое мы планируем развивать и укреплять с опорой, в том числе, на достижения российской школы латиноамериканистики, а также на свежие конструктивные идеи, которые могут рождаться в рамках этого форума и других научно-академических площадок.

Желаю всем участникам и гостям форума продуктивного обмена мнениями, интересных и полезных идей. Уверен, что новые инициативы, которые будут на нем сформулированы, позволят существенно продвинуть взаимодействие на благо наших стран и народов».

Просмотров: 98
© 2019 Санкт-Петербургский Государственный университет Факультет Международных Отношений