English
Спецрепортаж:
Конференции:



Виртуальная приемная СПбГУ Бесплатная юридическая консультация Центр экспертиз СПбГУ Сведения о СПбГУ
СОБЫТИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕплан всех мероприятий

О факультете:

  • Один из ведущих центров подготовки в сфере международных отношений в мире
  • Участник APSIA
  • Более 1000 студентов и около 100 преподавателей
  • Студенты из более чем 50 стран мира
  • Крупнейшая профильная библиотека и центры документации ЕС и ООН
  • Регулярные международные конференции и круглые столы
  • Престиж и репутация старейшего вуза Северо-Запада России

Лента Новостей

Cостоялась лекция директора Института Европы РАН Алексея Громыко на тему «Евросоюз — Европа национальных государств, регионов или сверхфедерации?». Мероприятие прошло в рамках цикла публичных лекций, организованных при поддержке Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ).

По мнению историка и политолога, доктора политических наук Алексея Громыко, в последние годы развитие отношений России со странами Евросоюза во многом деформировано политической конъюнктурой, а экономические проекты встречают преграды, которые не имеют никакого отношения к рыночным законам, но зависят от политической стратегии, направленной на полное разрушение концепции партнерства. В частности, Алексей Анатольевич обратил внимание на динамику отношений России со странами Балтии и Польшей, которая позволяет говорить об актуальности давно забытого термина «финляндизация». «Интересно то, что в этих странах данный термин обладает негативной коннотацией и не раз высказывалась точка зрения, что финляндизация недопустима. Пример Финляндии, которая, несмотря на различные исторические этапы отношений с Россией в царское время, советское и современное, могла находить модальности, дающие максимальную выгоду для взаимоотношений, не только неинтересен, но и неприемлем» — подчеркнул Громыко.

Спикер подробно рассказал о сложностях выбора стратегий собственного развития европейскими столицами, в том числе небольших стран, не имеющих сильного влияния в наднациональных структурах. В то время как многие страны хотят продолжать углубление интеграции, другие пытаются вернуть себе часть суверенитета в отдельных сферах. Так, в ЕС сохраняются аспекты, где прерогативы национальных государств не ставятся под сомнение, как правило, это вопросы внешней политики (которая вместе с тем не может идти вразрез с согласованной внешней политикой ЕС), а также безопасности, обороны и использования вооруженных сил. В то же время есть сферы, в которых преобладает влияние наднациональных структур, например, ни одна из стран не может в одностороннем порядке изменить таможенные пошлины на внешних границах, поскольку ЕС — это единый рынок.

В настоящее время в Евросоюзе разворачивается дискуссия о том, насколько страны-члены ЕС могут получить большую самостоятельность во внешней политике, в том числе в отношениях с Россией. «Если принцип многоскоростного движения будет введен в сферу внешнеполитических решений ЕС, то расширится поле для маневров в попытках нормализовать наши отношения с соседями по регионам. Если же это не произойдет, то я, к сожалению, не вижу, как в обозримом будущем могут нормализоваться отношения с Польшей или странами Балтии. Зачастую выстраивание внешней политики движимо не только и не столько соображениями внутренней конъюнктуры, сколько попытками своего позиционирования, как в рамках НАТО, так и в ЕС» — полагает Алексей Громыко.

Несмотря на то, что Евросоюз создавался как организация, в которой отношения между государствами-членами сбалансированы, в настоящее время понятие «периферии» размывается, что способствует возникновению структурных проблем. «Многие считают, что системные проблемы, с которыми столкнулся Евросоюз, невозможно будет решить, следуя идеям федералистов. По их мнению, рано или поздно ЕС должен превратиться в Соединенные Штаты Европы для того, чтобы с меньшими потерями справляться с вызовами, подобными мировому экономическому кризису 2008 года» — отметил эксперт.

В завершении мероприятия состоялась оживленная дискуссия, в рамках которой были затронуты вопросы взаимоотношений России и Китая, концепции «Один пояс — один путь», а также высказаны предположения о политическом будущем ряда государственных деятелей.

 

 

Просмотров: 190
© 2018 Санкт-Петербургский Государственный университет Факультет Международных Отношений