English
Спецрепортаж:
Конференции:
Нет новостей...



Виртуальная приемная СПбГУ Бесплатная юридическая консультация Центр экспертиз СПбГУ





Конференции по политическому моделированию - Модель ООН и Модель ЕС

Авторский коллектив преподавателей СПбГУ в лице доцентов кафедры европейских исследований Д.А. Леви и Т.А. Романовой разработал и предложил оригинальный метод развития и повышения профессиональных навыков студентов гуманитарных специальностей широкого профиля. Метод состоит в привлечении студентов различных специальностей из различных организаций системы высшего образования к участию в нескольких учебных конференциях - деловых играх, построенных на основе процедур и правил принятия решений Организации Объединенных Наций, Европейского Союза, Содружества Независимых Государств.

Формат деловых ролевых игр, моделирующих деятельность ведущих международных организаций (как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз и Содружество Независимых Государств) признан в качестве эффективного на международном уровне и воспринимается с интересом со стороны школьников и студентов в разных странах мира. «Модели», как коротко называют моделирующие конференции, возникли при участии Организации Объединенных Наций еще в 1950-е годы и проходили как молодежные социализирующие игры в разных странах мира, включая СССР. Восприняв привлекательность игровой реальности для школьников и студентов, авторский коллектив переработал и расширил сценарии проведения традиционной ролевой игры «Модель ООН» так, чтобы дополнить игровую составляющую образовательными и воспитательными компетенциями.

В 2004 году в стенах Санкт-Петербургского государственного университета прошла первая конференция с учебно-методической направленностью «Модель ООН». Оригинальный сценарий был направлен на решение нескольких ключевых задач:

  • обучение студентов процедурам и правилам принятия решений,

  • обучение понятию компетенций отдельных органов,

  • воспитательной работе, связанной с формированием у студентов понимания правил поведения, ответственности за работу своего коллектива,

  • развитию профессиональных навыков лидерства, переговорного искусства и работы в группе.

Обязательным элементом является то, что игра проходит на 2х языках. Модель ООН с первого же года собрала более 300 участников, с 2004 года начав претендовать на статус второй в Российской Федерации и единственной, где в центре внимания находится именно образовательно-воспитательная, а не развлекательно-игровая составляющая.

Признанию конференции способствовало несколько факторов: при сохранении формата и названия «Модель ООН», авторский коллектив организаторов дополнил и видоизменил традиционные правила игры. Каждый год сценарий дополняется оригинальными поворотами сюжета, заставляющими студентов отвлекаться от привычного течения игры, переключаться в формат специальных заседаний. Так, в 2006 году был введен институт контроля качества работы участников игры со стороны «национальных правительств»: студенты теперь должны играть выданные им роли не только в рамках своего понимания ролей, но и под контролем настоящей внешней политики страны, которую они представляют в рамках игры. Это заставляет участников читать, анализировать, искать информацию, готовиться к выступлениям. С 2008 года в игре практикуется «вброс» экстренной информации: студентам, играющим служащих отдельных органов, предлагается провести экстренное заседание в связи с подготовленными организаторами репортажами о начале вооруженных конфликтов.

С 2007 году ежегодные игры были дополнены особым институтом «средства массовой информации». Начинающие журналисты смогли теперь попрактиковаться в интервьюировании, подготовке материалов, верстке и издании газет в режиме реального времени. За 4 дня игровой конференции обычно издается до 9 выпусков 8-12 полосных новостных бюллетеней, многие репортажи которых впоследствии перепечатывались в издании «Петербургский Международник».

Интерес по распространению модельного движения в 2000-е годы в России в целом отчасти связан именно с предложенными авторскими сценариями, ориентированными на тренинг навыков двусторонних переговоров в рамках ролевой игры, что в отличие от сугубо игровой составляющей, очень интересует молодых и прогрессивных преподавателей из многих ВУЗов страны. В 2014 году конференция собрала более 450 зарегистрированных участников из 30 ВУЗов России и 10 иностранных государств, что позволяет говорить о ней, как о второй Модели ООН в Российской Федерации в неофициальном рейтинге. В 2015 году – в год 70-летия Организации Объединенных Наций – Модель ООН планируется провести осенью с участием студентов из всех регионов России.

В 2006 году список конференций был расширен и параллельно с Моделью ООН в Санкт-Петербургском государственном университете авторский коллектив предложил проводить моделирующие конференции Европейского Союза по разработанным авторами оригинальным правилам. Здесь основные акценты были сделаны на изучении практики многосторонних «корзинных» переговоров, свойственных институтам Европейского Союза. «Модель ЕС» ориентирована на студентов старших курсов и вовлекает в нормотворческий процесс обучающихся на магистерских программах.

Революционной составляющей, сделавшей особый вклад в развитие методической базы развития профессиональных навыков студентов, является предложенный авторами системы институт лоббистов, задачи которых существенно шире, чем у традиционных игроков. Представители групп интересов в ранге послов государств, бизнес-эмиссаров, сотрудников транс-национальных корпораций и общественных объединений дополняют политическое пространство игры. Помимо этого игровой институт Европейского Парламента проводит выборы своего Президента на основе системы евро-партий. Сценарий построен таким образом, что на должности Президента может оказаться абсолютно любой участник: все зависит от его навыков и умения убеждать своих коллег. Данные подходы являются уникальными для всего мирового сообщества специалистов по политическому игровому моделированию, поскольку впервые на практике удалось сохранить основные черты оригинального процесса принятия решений и симулировать их в рамках игровой реальности.

Основная методическая ценность Модели ЕС приходится на формирование у студентов навыков многосторонних компромиссных переговоров, непонимание этих методов нередко является серьезным сдерживающим фактором при проведении и организации сотрудничества МИДа России при проведении интеграционной политики на пост-советском пространстве в т.ч. в русле работы Содружества Независимых Государств и Евразийского интеграционного проекта.

В 2014 году в порядке эксперимента авторский коллектив запустил проект Модель СНГ, целью которого является популяризация и сравнение принципов принятия решений в СНГ, ООН и ЕС. Это направление коллектив авторов планирует развивать и дальше с учетом растущей важности евразийских структур интеграции для внешней политики России. Отметим, что моделирование органов сотрудничества на пространстве СНГ / Евразийский экономический союз на данные момент уникально.

Игровая адаптация сценариев принятия решений уже получила серьезное признание: в адрес участников направлялись письма из аппарата Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна, правительственные телеграммы из Совета Федерации Российской Федерации, письма и запросы от Европейской Комиссии и аппарата стран-председателей Совета Европейского Союза, а также от руководителей подразделений Парламентской Ассамблеи Стран СНГ. На открытии заседаний в разные годы присутствовали представители МИДа Российской Федерации, Администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, другие высокопоставленные чиновники Российской Федерации.

Инновационным вкладом в систему тренинга профессиональных навыков (в особенности, умения управлять аудиторией, участвовать в переговорах, вести дебаты на иностранном языке и разрешать конфликты между участниками при сохранении эффективной работы команды) является оригинальная авторская методика контроля достижения целей. Ключевые игроки деловых игр получают специальные задания, описывающие их индивидуальные и групповые цели. Следование данным целям означает индивидуальный и коллективный успех, однако оригинальное переложение целей, адаптация для достижения компромисса позволяет участникам не только получить дополнительные баллы и особый диплом участника, но и на практике прикоснуться к искусству достижения скрытых выгод для государства или своей организации. Не случайно, многие участники прошедших Санкт-Петербургских деловых игр сегодня работают в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, в Организации Объединенных Наций и в бизнес-структурах. С 2004 года уже несколько поколений студентов попробовали и оценили методическую ценность деловых игр. На сегодняшний момент трудно назвать хотя бы один ВУЗ Санкт-Петербурга, студенты которого не принимали участие хотя бы в одной деловой игре разработанной авторским коллективом.

Отдельно следует обратить внимание на влияние системы деловых игр на достижение воспитательных задач, которые ставятся перед ВУЗом. За счет многоуровневой ротации участников, сохранения досье и преемственности «поколений моделистов» авторский коллектив для каждой конференции индивидуально определяет роли для каждого участника. Таким образом, вчерашний студент-задира, завтра оказывается на ответственной игровой должности и в силу ответственности, сценарного тайм-фрейма вынужден проявлять лояльность к своему институту и коллективу. Понимание ответственности, острое желание проявить себя и работать успешно, позволяет подталкивать студентов к самостоятельному изучению тем повестки дня, к соблюдению правил поведения и следованию кодекса взаимоуважения.

С 2004 года Санкт-Петербургские Студенческие Модели стали визитной карточкой Санкт-Петербурга для многих студентов из других городов России и стран мира. Многие участники, познакомившись за дни проведения игр с СПбГУ, впоследствии приезжали в Санкт-Петербург в качестве абитуриентов, желающих поступить на программы магистратуры и аспирантуры. Нередко в составе делегаций участников из других городов в качестве особых «наблюдателей» со студентами приезжали и преподаватели, которые стремились познакомиться с правилами и постараться организовать аналогичные игры на базе своих ВУЗов. За годы работы авторский коллектив неоднократно делился своими разработками с коллегами из других ВУЗов и других городов России.

Некоторые элементы обмена опытом нашли свое отражение в опубликованных статьях и изданных авторами материалах, среди которых можно отметить следующие:

  1. Леви Д.А., Головатая Д.А. Организация и проведение образовательных ролевых игр «Модель ООН и модель ЕС»: опыт Санкт-Петербургского Университета // Интерактивные образовательные технологии: Материалы круглого стола МГУ имени М.В.Ломоносова, 16 декабря 2011 года. М., 2011.

  2. Леви Д.А. Моделирование деятельности международных организаций. Практикум проведения образовательных тренингов «Модель Европейского Союза» и «Модель Организации Объединенных Наций». СПб: Арт-Эго, 2012.

  3. Леви Д.А., Романова Т.А., Моделирование деятельности международных организаций. Практикум проведения образовательных тренингов «Модель Европейского Союза» и «Модель Организации Объединенных Наций» (второе издание, дополненное). СПб: Арт-Эго, 2013.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о значительном вкладе творческого коллектива авторов в применение учебного моделирования в работе по воспитанию молодежи, раскрытию ее творческого и профессионального потенциала, а также развитию профессиональных навыков. Сегодня в структурах Организации Объединенных Наций, структур Содружества Независимых Государств, Министерстве Иностранных Дел Российской Федерации работает не менее 100 выпускников Петербургских ВУЗов. Значительная часть из них принимала непосредственное участие в деловых играх на базе Санкт-Петербургского Государственного Университета.

Сегодня все желающие студенты могут принять участие во всех проводимых ролевых играх. Для этого достаточно зарегистрироваться на сайте ролевых игр www.modeleu.spb.ru и принять в них участие!

 

Просмотров: 1484
УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ
© Санкт-Петербургский Государственный университет Факультет Международных Отношений