entrance sb

Вы находитесь на новой версии сайта факультета международных отношений СПбГУ.

Что и не снилось давосским мудрецам

Что и не снилось давосским мудрецам

 

 

Петербургский международный экономический форум сегодня стал более авторитетным саммитом, чем аналогичный форум в Давосе, но лишился интриги

Позволю себе крамольную мысль: нынешний, XVI международный экономический форум в Петербурге мировым экономическим событием не станет. Впрочем, это для него не драма, а заслуга.

Лет 5–6 назад были две ведущие площадки для обсуждения судеб мира: Давос и Петербург. Ныне Давос сдулся. Может, неделикатно так говорить о структуре, которая является официальным партнером нашего ПМЭФ, но это факт. Миф о давосских мудрецах лопнул, когда они проспали (проели, пропили, проболтали на этом своем швейцарском курорте) кризис 2008 года. На следующий год (в январе 2009-го) давосцы каялись и, пытаясь оправдаться, давали прогнозы в жанре «хоррор» (вспомните сенсационные выступления Даниэля Рубини), к счастью, не сбывшиеся, – чем еще больше подорвали веру в свою мудрость.

Казалось бы, вот оно, счастье – Петербургский форум остался без конкурентов. Увы, все получилось наоборот: форумы и саммиты стали повальным увлечением. К саммитам «Большой восьмерки» прибавились регулярные саммиты «двадцатки», новыми «храмами мудрости» стали прежде скромные и малоинтересные заседания ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и форумы АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), лидеры стран ЕС вообще совещаются чуть не каждый день. И даже не это главное – за последнее десятилетие мировая экономическая политика вообще стала более открытой и публичной.

Еще в 1990-е все решалось за закрытыми дверями: банкиры, президенты и промышленники совещались в тиши кабинетов и загородных клубов, полагая, что разработка экономических курсов – удел избранных. Это сейчас мы знаем, что избранные попадают пальцем в небо не реже, чем рядовые маклеры. Оказывается, в «шоковой терапии» и ускоренной приватизации в России не было никакой необходимости. Знаменитые американские инвесторы, каждое слово которых воспринималось как новая заповедь, на деле нередко оказывались банальными жуликами – строителями финансовых пирамид. Владельцы крупнейших банков регулярно подделывали отчетность. А державы, учившие всех жить и брать с них пример, сами давно уже живут в долг… Вывод в общем-то банален: ум хорошо, но восемь умов, а потом и двадцать – лучше, а еще лучше – форумы, в котором принимают участие несколько тысяч умов.

Нельзя сказать, что мировую моду на форумы ввел именно ПЭФ (поначалу еще не международный), но он явно к этому делу причастен. Автор этих строк хорошо помнит первый форум в 1997 году: его без санкции правительства, только под эгидой Межпарламентской ассамблеи СНГ собрали отчаявшиеся быть услышанными российские директора и их коллеги из бывших союзных республик. Правительство их игнорировало – тогдашние наши экономические гуру ездили исключительно в Давос. Но, поскольку первый форум предложил массу нужных на тот момент решений, на следующий год на него прислали министра, еще через год – целую группу министров. А с 2005 года форумы проводятся при участии президента России, на них приезжают сотни зарубежных гостей – главы государств, правительств, центробанков, корпораций. Нынешний ПМЭФ не только не скромнее предыдущих, напротив, он ставит очередные рекорды: участников – больше 5 тысяч, сумма контрактов, которые планируется подписать в пользу Петербурга, 97 миллиардов рублей. Единственное, чего он лишился – интриги. Российская политика – внешняя и внутренняя – сейчас настолько открыта и публична, что сенсаций ожидать не приходится. Это единственная причина, почему ПМЭФ не станет мировым событием.

Но и скучным мероприятие не будет. Уже сейчас, просматривая программу форума, можно понять, какие темы международная экономическая элита считает в текущем году наиболее важными: «Европа на перепутье: сценарии посткризисного развития», «Свободные экономические зоны – сбылись ли ожидания?», «Атомная энергетика – год после Фукусимы», «Развитие бизнеса в Африке к югу от Сахары», «Переосмысление идентичности европейских городов в эпоху глобализации: сохранение и инновации», «Глобальные культурные столицы: новейшие тенденции в развитии городов», «Сырьевая безопасность и обеспечение потребностей 3 миллиардов новых потребителей во всем мире». Отдельные дискуссии будут посвящены инвестициям в Турции – после отказа в приеме в ЕС эта страна заметно переориентировалась с Запада на Восток, экономикам стран БРИКС и АТР, необходимости изменения банковской системы, «смерти телевидения», ответственности среднего класса, экологии, образованию и т. д.

В общем, если кто-то считает, что участники форума собираются ради того, чтобы покататься по городу с мигалками, посетить Мариинку и выпить водки под икру в Петропавловской крепости, то, конечно, он имеет полное право так считать – мы живем в свободной стране. Хотя икра и Мариинка доступны любому и без участия в форуме. В этой связи одной из важнейших тем так называемой «панельной дискуссии» форума автор считает следующую: «Выход из управленческого тупика: мудрость толпы или авторитарный гений?». Вообще-то, наверное, ни то и ни другое. Толпа ничего умного никогда не предлагает – в толпе люди разве что свое недовольство и раздражение умеют демонстрировать. Насчет гениев, как показал опыт прошлого десятилетия, тоже не надо строить иллюзий. Скорее полагаться стоит на мудрость профессионального экономического сообщества, в том числе того, что завтра соберется на XVI ПМЭФ.

Владимир Владимиров

 

 

комментарии
«Проигнорировать ПМЭФ сегодня мало кто может себе позволить»

Дмитрий Гавра, политолог:

– Предыдущий Петербургский международный экономический форум задал максимально высокую планку. Его открывали президент Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао, на форуме присутствовали несколько лидеров крупных мировых держав, и он явно позиционировался как одно из крупнейших политико-экономических событий года в России, ориентированных на глобальную экономику. В этом плане открывающийся сегодня форум способен только подтвердить этот высокий статус.

Что, кстати, будет довольно сложно: год назад у России не было многих непростых обстоятельств, которые имеются сейчас. Например, российская позиция по Сирии, идущая вразрез с интересами Запада, а также достаточно жесткие позиции по ПРО и по «списку Магнитского». Сюда же можно добавить определенного рода претензии (часто необоснованные) со стороны мирового сообщества к результатам российских выборов и всем событиям, которые за ними последовали. На фоне всего этого нынешний Петербургский форум проходит в условиях отчасти негативного внимания к России.

Еще одна важная линия, ставящая форум в двусмысленное положение, – только что закончившаяся в Мексике встреча лидеров «Большой двадцатки», на которой активно обсуждались глобальные экономические вопросы и были приняты серьезные решения. Наш форум идет сразу вслед за «Большой двадцаткой», и это само по себе может «отодвинуть его в тень» в глазах мировых СМИ. С другой стороны, сегодня стали очевидны процессы рецессии, наступающей в Евросоюзе, – становится все более понятно, что европейцам не обойтись без России: как без наших углеводородов, так и без сотрудничества с Таможенным союзом. Кстати, еще год назад, на прошлом форуме, союз России, Белоруссии и Казахстана обсуждался лишь в качестве хорошей перспективы, а сегодня он уже вовсю работает. А начав работу, он тут же предъявил конкурентоспособные предложения очень многим глобальным игрокам.

В свою очередь, России не обойтись без Шанхайской организации сотрудничества, без потенциала БРИКС – все эти организации будут представлены в Петербурге, и это само по себе придает Петербургскому экономическому форуму вес и значимость. Европейский кризис без России неразрешим, к тому же за прошедший год нашей стране все же удалось вступить в ВТО, поэтому повестка дня форума будет насыщенной и даже принципиально новой по сравнению с теми, которые были год или два назад. За год не только изменилась мировая экономика, окончательно встав на порог серьезной рецессии, но и Россия сделала шаги вперед, вперед продвинулись и страны БРИКС – Бразилия, Индия, Китай и ЮАР.

Словом, не приехать на форум, проигнорировать его или прислать сюда второстепенных игроков – это та роскошь, которую себе сегодня вряд ли кто-то сможет позволить. А тот, кто позволит себе это, – сделает серьезную ошибку, принеся экономику в жертву политике.


Это главный форум России

Станислав Ткаченко, экономист, политолог, руководитель магистерской программы «Дипломатия» факультета международных отношений СПбГУ:

– С момента своего появления Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) проделал интересную эволюцию. Стартовал он в 1997 году как главная дискуссионная площадка для экспертов, бизнесменов и политиков из стран бывшего СССР, которые собирались в Таврическом дворце и обсуждали проблемы СНГ. Иногда его посещал президент России и члены правительства, однако мировые звезды о его существовании даже и не подозревали. Однако примерно в 2007 году в истории ПМЭФ начался следующий этап, в результате чего петербургский форум принял свой современный вид. Сегодня это наиболее представительная в России площадка в плане публичной дипломатии: в нем участвуют президент РФ, глава парламента (в этом году Сергей Нарышкин), ключевые министры правительства России, главы многих регионов страны. Благодаря форуму происходит встреча российского истеблишмента с мировой деловой, политической и интеллектуальной элитой, что позволяет заключать крупные контракты и обмениваться мнениями по острейшим вопросам современности.

В целом в значимости и статусности питерского форума сомневаться не приходится. Петербург давно уже стал одним из центров европейской экономики, и ПМЭФ, который проводится здесь уже в 16-й раз, с каждым годом проходит со все большим размахом и привлекает новых участников. Если в прошлом году главным «угощением» для гостей форума было выступление председателя КНР Ху Цзиньтао, то в этом году одним из гвоздей программы обещает стать присутствие такого влиятельного патриарха американской геополитики, как Генри Киссинджер. Обычно он приезжает в Москву и за закрытыми дверями обсуждает с Владимиром Путиным мировые проблемы, а тут он должен выступить публично, что не может не интриговать.

О престижности ПМЭФ говорит и то обстоятельство, что список знаменитостей, приехавших в этом году на берега Невы, не сильно отличается от списка топ-менеджеров и владельцев крупнейших корпораций, которые задают «экономическую погоду» в мире. Руководителям такого уровня хорошо известно, что время – это деньги, поэтому сам факт, что они нашли время приехать в Петербург и принять участие в форуме, говорит о том, что ПМЭФ – это очень востребованная и современная площадка для дискуссии.

Критики могут воскликнуть: зачем тратить народные деньги на пафосное мероприятие, когда Россия по-прежнему остается отсталой сырьевой экономикой, чья доля в мировом ВВП весьма и весьма незначительна? Лично я бы не стал так сильно сгущать краски. Еще десять лет назад доля России в мировом ВВП болталась где-то в районе одного процента, сейчас она повысилась до 3 процентов. Это очевидный рост, и Россия через несколько лет станет пятой экономикой планеты, что, согласитесь, трудно назвать поводом для посыпания головы пеплом. Что же касается сырьевой зависимости, то тут тоже не все однозначно. Российские IT-компании, включая Yandex и Mail.ru, уже сейчас экспортируют из РФ высокотехнологичную продукцию на сумму от 6 до 8 миллиардов долларов. И в некоторых нишах – например, в области визуализации или восстановления старых программ – мы уже являемся безусловными мировыми лидерами.

Кроме того, инвестиционная привлекательность России, несмотря на мировой финансовый шторм, остается на достаточно высоком уровне. Во многом это связано с тем, что российские власти сделали все, чтобы мировые экономические проблемы как можно меньше коснулись отечественной экономики. При этом Россия уже много лет демонстрирует стабильный экономический рост более 4 процентов в год – такой показатель многим европейским странам и не снился. Поэтому зарубежные бизнесмены все чаще делают выбор в пользу России, когда решают, куда вложить «горящие» деньги. Этой позитивной тенденции способствует и политика, проводимая в последнее время российским правительством. Постепенно Россия пытается перестать быть исключительно сырьевым донором и встроиться в международное разделение труда. Яркий тому пример – автомобильный кластер в Петербурге, где не только собирают иномарки, но и тут же изготавливают для них запчасти.

Впрочем, определенные экономические успехи не повод расслабляться и останавливаться в своем развитии. Нашей стране срочно нужна новая индустриализация и внедрение высоких технологий в наиболее перспективных отраслях промышленности. Как правило, на ПМЭФ лидеры России публично объявляют мировой элите о своих политико-экономических целях на ближайшую перспективу. И не исключено, что во время своего сегодняшнего выступления Владимир Путин уделит этим проблемам достаточно внимания.

 



Подробнее...
  • Просмотров: 11