entrance sb

Вы находитесь на новой версии сайта факультета международных отношений СПбГУ.

Голос Америки

МИД России опубликовал документ под названием «Основные внешнеполитические события 2010 года». Во вступительной части этого отчета есть такие строки: «В 2010 году продолжался процесс трансформации международных отношений, менялась их парадигма – с конфронтационно-конфликтной на основанную на сотрудничестве». И далее приводятся многочисленные примеры успехов российской дипломатии.

«Перезагрузка»

В отчете говорится: «Поступательно развивались российско-американские отношения, укреплялся прямой и открытый диалог президентов Д.А.Медведева и Б.Обамы, задающий конструктивную направленность всему комплексу двустороннего сотрудничества».

Борис Ширяев, заведующий кафедрой североамериканских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, в целом, позитивно оценивает политику «перезагрузки»: «Уходящий год внес успокоение и стабильность в двусторонний диалог, особенно по сравнению со временами предыдущей американской администрации».

При этом Борис Ширяев подчеркивает два, с его точки зрения, знаковых события, которые характеризуют отношения США и РФ в 2010 году: ратификацию Сенатом США договора СНВ-3 и участие России в Саммите НАТО в Лиссабоне.

Эксперт отмечает: «Президент Обама сталкивается с большими трудностями при проведении внешней политики. Скорее всего, Соединенные Штаты ожидают сложности в Ираке и Афганистане». И здесь, по мнению Ширяева, значение России, как партнера Соединенных Штатов в Евразийском регионе многократно возрастет.

Что же касается таких эпизодов, как экстрадиция в США российского торговца оружием Виктора Бута; высылка из США российских агентов или публикация секретных материалов сайтом WiKiLeaks, то, по мнению Ширяева, «в высших сферах на это предпочли не обращать внимания. Было очевидно желание сторон не раздувать эти скандалы».

Европа

В отчете российского МИДа также отмечается следующая тенденция: «В рамках разворачивающейся международной дискуссии вокруг модернизации архитектуры европейской безопасности предметом заинтересованного обсуждения с большинством государств-членов НАТО была инициатива Президента Д.А.Медведева о заключении Договора о европейской безопасности (ДЕБ), ориентированная на переход к новой, современной повестке дня в евроатлантической политике».

Член Совета по внешней и оборонной политике РФ Сергей Цыпляев в своем комментарии для «Голоса Америки» подчеркнул, что во взаимоотношениях России со странами Евросоюза традиционно присутствуют три аспекта: вопросы безопасности, экономика и гуманитарные проблемы.

Касаясь проблем безопасности, эксперт отмечает, что это – прежде всего отношения с НАТО. «После достаточно серьезного периода охлаждения, связанного с событиями в Грузии в августе 2008 года, произошли определенные подвижки», – продолжает Сергей Цыпляев: прежде всего, это – переговоры по созданию совместной системы противоракетной обороны в Европе».

Польша

В «Основных внешнеполитических событиях 2010 года» также отмечается: «Заметные позитивные изменения произошли в отношениях с Польшей»: « Трагическая авиакатастрофа под Смоленском 10 апреля, расследование причин которой осуществлялось в тесном взаимодействии с польскими партнерами, сблизила российский и польский народы».

Ведущий научный сотрудник Института мировых экономических и международных отношений РАН Ирина Кобринская считает, что апрельская трагедия под Смоленском «эмоционально подтолкнула развитие событий, тем более, что с российской стороны было очень искреннее сочувствие в связи с гибелью высокопоставленной польской делегации».

Ирина Кобринская говорит, что в Польше положительно отреагировали на показ фильма Анджея Вайды «Катынь» российскими телеканалами. В целом же, по оценке эксперта, российско-польские отношения начали меняться два года назад, после того, как правительство в Варшаве возглавил Дональд Туск. Именно тогда Польша стала все больше разделять позицию Франции и Германии, которые и сами сотрудничают с Москвой, и выступают за более тесные связи с Россией в рамках ЕС, полагает Ирина Кобринская и добавляет, что в данном случае имело место встречное движение – интересы сторон совпали, и в результате наметилась российско-польская «перезагрузка».

Большая работа была проведена российской комиссией, которая изучала документы, связанные с трагедией 1940 года. «Российская сторона передала Польше архивные документы, касающиеся расстрела польских офицеров в катыньском лесу. Накануне визита Дмитрия Медведева в Варшаву была обнародована резолюция Государственной Думы, и теперь этот вопрос можно считать закрытым», –полагает госпожа Кобринская.

По ее мнению, «точка невозврата» в российско-польских отношениях пройдена, хотя в политических элитах обеих стран остаются люди, которые считают, что взаимные обиды еще не преодолены. Тем не менее, подчеркивает Ирина Кобринская, Россия рассматривает налаживание отношений с Европейским Союзом (куда входит и Польша), как необходимое условия для проведения политики модернизации, поскольку нуждается в западных инвестициях и технологиях.

Дух Лиссабона

В отчете российского МИДа уделено немало внимания отношениям с НАТО. В частности, отмечено: «Важным шагом вперед стал состоявшийся 20 ноября в Лиссабоне саммит Совета Россия-НАТО с участием Президента Д.А.Медведева».

Заместитель директора Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН), директор Центра европейской безопасности Татьяна Пархалина в этой связи отмечает: «Пока можно говорить о «перезагрузке» отношений России и НАТО на декларативном уровне. Она не может быть реализована без полноценной «перезагрузки» российско-американских и российско-польских отношений».

«Безусловно, НАТО нуждается в России при проведении операции в Афганистане», – говорит Пархалина и добавляет, что и Россия, в свою очередь, нуждается в НАТО в решении ряда вопросов безопасности, включая ситуацию на своих южных рубежах. Ведь в определенной степени безопасность России на этом направлении обеспечивают войскаАльянса, находящиеся в Афганистане. «Именно поэтому российская дипломатия, даже после августовской войны 2008 года, посылала сигналы о готовности продолжать сотрудничество с НАТО в Афганистане», –указывает Татьяна Пархалина.

Возвращаясь к лиссабонскому саммиту НАТО, она отмечает, что самым серьезным проектом, обсуждавшимся в столице Португалии, стала возможность создания совместной системы ПРО. «Подчеркиваю, что это – прежде всего политический проект. Если он будет реализован, это будет означать, что Россия и НАТО действительно являются партнерами», – говорит эксперт. Российская сторона считает, что данная система может создаваться только на равноправных началах в военно-техническом отношении. К июню 2011 года стороны должны обменяться документацией и консультации будут продолжены. «Сейчас самое главное – не потерять «дух Лиссабона» и конвертировать «декларативную перезагрузку» в реальную», – отмечает Татьяна Пархалина.


Ее беспокоит, что до сих пор сильны стереотипы времен «холодной» войны. «Эту тенденцию необходимо преодолеть, поскольку у России и НАТО нет альтернативы стратегическому партнерству», – убеждена Татьяна Пархалина.

 



Подробнее...
  • Просмотров: 3