entrance sb

Вы находитесь на новой версии сайта факультета международных отношений СПбГУ.

Day.az

Интервью Day.Az с доктором исторических наук, профессором факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета Русланом Костюком.

- Стоит ли ожидать прорыва в карабахском урегулировании по итогам грядущего саммита ОБСЕ в Астане?

- Известно, что ОБСЕ, как в целом, так и через Минскую группу, уже не первый год занимается посредническими миротворческими усилиями, но, по большому счету, никаких кардинальных, принципиальных прорывов в нагорно-карабахском направлении не было. В последнее время, правда, много говорится о модификации формата посредников в той же Минской группе, что, вполне вероятно, могло бы оказаться делом полезным и оживить динамику функционирования этого органа.

Мне представляется, что сегодня и Россия, и председательствующий в ОБСЕ Казахстан, каждая из сторон по своим соображениям, сверхзаинтересованы в каких-то сильных и эффектных внешнеполитических прорывах. И как раз Нагорный Карабах здесь мог бы быть идеальным вариантом. Другое дело, что президент РФ уже не раз делал заявления, похожие на те, что он озвучил в Астрахани. И всякий раз возникала иллюзия, что вот, вроде, "решающий момент" близок. Безусловно, российская дипломатия претендует на сохранение неформальной роли ключевого, привилегированного посредника между Баку и Ереваном. Но если с каждым годом мирный процесс все в большей мере упирается в тупик, рано или поздно данная роль ведь тоже может быть поставлена под сомнение.

Я не вижу, чтобы в позициях Армении и Азербайджана произошли столь качественные изменения, чтобы позволительно было предрекать комплексное мирное урегулирование.

- В последнее время в Армении все больше говорят о возможном признании "НКР" в качестве независимого образования. Насколько вам верится в перспективу подобного шага?

- Действительно, в последние недели об этом приходилось слышать. Представляется, что и среди депутатского корпуса, и в рамках партийно-политического спектра Армении, и даже, по всей видимости, внутри правительства имеются различные подходы к данному вопросу. То, что в парламенте отложено рассмотрение законопроекта, свидетельствует не только об ожиданиях результатов астанинского саммита, но и просто о том, что в армянском руководстве до сих пор нет единства по вопросу об официальном признании "НКР".

Разумеется, мы говорим о признании де-юре. Что же касается де-факто, то тут все давно ясно. Политические, финансово-экономические, военные и другие связи "НКР" и Еревана ни для кого из наблюдателей секретом не являются. Паспорта чьей страны носят в карманах армянские жители Карабаха?.. Ну, собственно, когда одним из президентов Армении был избран бывший лидер карабахских армян, нужно ли еще какое-то специальное "признание"?

Но мы живем в мире бюрократии. И лично мне кажется, что Ереван хоть и грозит возможностью юридического признания, вряд ли решится на такой шаг. По логике это прошло бы в середине 90-х, да и то не без проблем. Сейчас же, когда стратегическая ситуация на Южном Кавказе изменилась, лучше сказать – продолжает меняться, и все это происходит не в пользу Республики Армении, идти на такой шаг не только рискованно, но и опасно.

- Как к подобному шагу Армении отнесется мировая общественность?

- Представим, что признание произошло. Конечно, мир не перевернется, но внешнеполитические последствия для армянской дипломатии - все негативные.

Вряд ли такой шаг Армении будет понят Россией и другими союзниками по ОДКБ, очевидно, что большая часть членов СНГ осудила бы подобное признание. То же можно сказать о ведущих западных странах, в том числе США и Франции, а отношениями с этими державами в Ереване все-таки дорожат. Ну, и в этом случае будет закрыт и похоронен диалог с Анкарой, что тоже не в интересах армянского государства. А вот положительных эффектов от признания "НКР" я лично не вижу.

- Стоит ли ожидать каких-то положительных результатов от недавнего визита оценочной миссии МГ ОБСЕ на оккупированные территории Азербайджана?

- Я уже отмечал, что в целом скептически оцениваю общие результаты миротворчества и со стороны ОБСЕ в целом, и со стороны ее Минской группы. Но в то же время следует констатировать, что действительно, в 2010 году интенсивность этих миротворческих действий со стороны ОБСЕ и МГ все-таки возросла. И визит оценочной миссии трех сопредседателей в Нагорный Карабах как раз свидетельствует об этом. Я знаю из материалов и азербайджанских, и армянских СМИ, сколь большие сложности и затруднения имели место на пути организации и осуществления данной миссии. Но все-таки она состоялась, и это уже сам по себе положительный факт.

Ведь в докладе, который подготовят сопредседатели, будем надеяться, будет зафиксирована реальная ситуация в Карабахе и прилегающих районах. С моей точки зрения, такой доклад следовало бы приветствовать, коль скоро он поможет прекращению оккупации азербайджанских районов и продвижению в сторону справедливого урегулирования карабахской проблемы. Но все же я не уверен, что воздействие доклада на ход переговорного процесса будет очень большим. Лучше сказать так: уж если что-то и поможет динамизировать переговорный процесс, то это вряд ли будет данный доклад МГ ОБСЕ.

- Каков ваш личный рецепт решения карабахского конфликта?

- Вопрос очень непростой. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха очень сложен, хотя, если брать постсоветское пространство, не уникален. Лично я, увы, не верю в то, что его урегулирование произойдет в ближайшее время. Позиции армянской и азербайджанской сторон резко отдалены друг от друга, и надежды на компромиссное, обоюдоприемлемое решение вопроса, откровенно говоря, не видно. Насколько я могу судить, и руководители двух государств, и общественное мнение в обоих случаях настроены решительно и бескомпромиссно.

Но очевидно, что без компромиссов не обойтись, так как самой историей азербайджанцы и армяне обречены жить друг рядом с другом. И я был бы счастлив, если б когда-нибудь такое сосуществование можно было описать как добрососедское, но это пока из области фантастики.

- И при каких условиях фантастика может стать реальностью?

- Лично я считаю, что есть некоторые вещи – императивы, без которых точно мира никогда не будет. К таким пунктам я бы отнес безусловное освобождение армянской стороной оккупированных азербайджанских районов, ранее не имевших никакого отношения к бывшей НКАО; право всех беженцев, желающих этого, на возвращение в родные места, включая, конечно же, города и села Нагорного Карабаха; установление полноценных двусторонних отношений между Азербайджаном и Арменией; учет мнения большинства постоянно проживающих в Карабахе граждан относительно статуса этой территории.

В любом случае, я бы предпочел именно мирный, переговорный путь решения проблемы. Но для этого и Баку, и особенно Ереван должны идти на компромиссы и уступки. Иначе сбудется самый пессимистический сценарий, и на Южном Кавказе вовсю "разморозится" еще один значимый конфликт, чему международное сообщество уже не сможет помешать.
 



Подробнее...
  • Просмотров: 9