entrance sb

Вы находитесь на новой версии сайта факультета международных отношений СПбГУ.

Русская народная линия

Александр Сотниченко: «Мы кровно заинтересованы в стабильном Иране»
23.09.2010


Ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока считает запрет на поставки комплексов С-300 Россией в Иран уступкой США …


22 сентября Президент России Дмитрий Медведев запретил передачу Ирану комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей, что предусматривает подписанный главой государства указ о мерах по выполнению резолюции СБ ООН 1929 от 9 июня 2010 года, сообщает РИА «Новости». «Указом, в частности, запрещается транзитное перемещение через территорию России (в том числе воздушным транспортом), вывоз с территории России в Иран, а также передача Ирану вне пределов России с использованием морских и воздушных судов под Государственным флагом России любых боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем, как они определяются для целей Регистра обычных вооружений ООН, зенитных ракетных систем С-300, либо материальных средств, связанных со всем перечисленным, включая запасные части», - сообщает пресс-служба Кремля.


Контракт на поставки Ирану комплексов противовоздушной обороны С-300 был подписан в конце 2007 года. В соответствии с условиями контракта, Россия должна была поставить Ирану пять дивизионов зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300ПМУ-1 на сумму около 800 миллионов долларов.


С-300 - зенитно-ракетная система, предназначенная для обороны крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника. Система способна уничтожать баллистические цели, имеется теоретическая возможность нанесения ударов по наземным целям. Последние модификации систем С-300 способны уничтожать самолеты противника на расстоянии 150 километров и высоте до 27 километров.


Ситуация вокруг ядерной программы Ирана обострилась после того, как 11 февраля 2010 года президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сообщил о планах утроить производство низкообогащенного урана.


Совет безопасности ООН 9 июня принял резолюцию, которая предусматривает ужесточение санкций в отношении Ирана. Это четвертая резолюция, принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования и прояснить ряд вопросов по иранской ядерной программе, в том числе по ее военной составляющей.


США и ЕС в одностороннем порядке ввели в отношении Исламской Республики дополнительные ограничительные меры. Американские санкции в основном затрагивают нефтегазовый сектор Ирана, а также иранские компании, подозреваемые американскими властями в причастности к разработке ракетных программ. РФ и КНР осудили эти действия своих западных партнеров по переговорам.


В начале сентября к односторонним ограничительным мерам США и ЕС присоединились Япония и Южная Корея, санкции которых также предполагают замораживание активов физических и юридических лиц. Сеул и Токио также ограничили проведения валютных операций организациями и физическими лицами, имеющими отношение к ядерной программе Ирана.


США приветствуют решение России не поставлять ракетные комплексы С-300 в Иран, заявил в среду журналистам в Нью-Йорке официальный представитель Белого дома. «Правительство США считает, что это решение свидетельствует о хорошем уровне сотрудничества между США и Россией в целях укрепления мировой безопасности», - цитирует РИА «Новости».


Ранее в среду Президент России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому комплексы С-300 не могут поставляться в Иран в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН, вводящей дополнительные санкции против Тегерана за отказ приостановить обогащение урана.
 

Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин в интервью телеканалу «Россия» заявил, что решение запретить передачу Ирану комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей обусловлено исключительно целями и задачами национальной безопасности России.


«Нас интересуют отношения с Ираном в той части, которая затрагивает нашу собственную национальную безопасность, а также безопасность наших отношений и наших партнеров, поэтому если такое решение и принимается российским Президентом, то оно обусловлено исключительно целями и задачами национальной безопасности России и вовсе не вытекает из каких-то наших договоренностей, тем более с НАТО», - отметил Рогозин.


Он напомнил, что иранская проблематика «принципиально не присутствует в наших отношениях с НАТО, мы не считаем, что Иран входит в евроатлантическое пространство, поэтому наши отношения с Ираном никоим образом не зависят от наших отношений с НАТО».


По его словам, Россия заинтересована в развитии Ирана как миролюбивой страны и в том, чтобы эта страна развивала мирную энергетику. «Но Россия, как сосед Ирана, категорически против, чтобы какая-то страна, в том числе Иран, приобретали оружие массового уничтожения, а также средства его доставки, потому что мы ближе всех к Ирану и должны думать о своей собственной безопасности», - сказал Рогозин.


Однако ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, доцент факультета международных отношений СПбГУ, кандидат исторических наук Александр Сотниченко склонен оценивать отказ от поставок Ирану отрицательно, характеризуя это как уступку США и пренебрежение стратегическим сотрудничеством с Ираном. «Россия сегодня занимает по отношению к Ирану позицию, согласованную с Западом. С моей точки зрения, это весьма недальновидно», - заявил в интервью «Русской народной линии» А.Сотниченко.


«США, безусловно, заинтересованы в падении нынешнего иранского режима, - продолжил эксперт. - Но если это произойдет, Иран превратится в то же самое, что представляет из себя сегодня Ирак и Афганистан: гражданская война, распад страны, долголетняя опасная нестабильность. Нужно ли это нам на наших границах?»


Сотниченко подчеркнул, что нынешний Иран – наш надежный торговый партнер, каковых у России в мире немного. «Иран покупает у нас новые технологии и промышленное оборудование. Это одна из немногих стран мира, которая покупает у нас не нефть и не газ. Терять такого экономического партнера было бы не совсем разумно», - считает аналитик.


«Разумеется, нам было бы невыгодно, чтобы у Ирана было ядерное оружие. Опасения российского руководства на этот счет понятны. Перед нами стоит сегодня дилемма: либо мы выбираем нынешнее руководство Ирана и по своим каналам сдерживаем его стремление к обладанию ядерным оружием - или же идти на уступки США в ущерб выгодному сотрудничеству с Ираном», - сказал А.Сотниченко.


По его мнению, сегодняшний политический режим в Иране является наиболее выгодным для России во всех отношениях. «Иран сохраняет в регионе стабильность, и не на словах, а на деле борется с распространением наркотиков, - подчеркнул эксперт. - Если в России задерживается около 4% наркотрафика, то в Иране – около 20%. Если Иран превратится в современный Афганистан, Россия окажется жертвой наркотрафика не только с афганской стороны, но и с иранской стороны». «В общем, мы должны выбрать – партнерство с США с непонятными перспективами сотрудничества или же с соседями, в чьей стабильности мы заинтересованы кровно», - заключил Александр Сотниченко.

 



Подробнее...
  • Просмотров: 6